Журналисты издания The Financial Times совместно с учеными попытались разобраться в причинах социальных протестов, которые происходили на протяжении 2011 года. Массовые демонстрации, революции, погромы – у всех этих явлений, независимо от географии, есть одна общая черта – массы корректировали свое поведение в социальных сетях.
Исследования, которые проводили ученые, свидетельствуют о том, что группы в социальных сетях образуются не случайно, человек интуитивно ощущает близость по духу с той или иной группой и затем сохраняет ей верность, даже не будучи знакомым с другими участниками. "В толпе индивиды не утрачивают свою идентичность и не теряют контроля над своим поведением или рациональным мышлением. Скорее они переключаются на некую общую социальную идентичность и стараются вести себя в духе этой общей идентичности", - утверждает психолог Стивен Рейчер из Университета Сент-Эндрюз. По словам Рейчера понятие «стадный менталитет» является ложным, нет никакого стадного мышления, способного подавить собственный менталитет индивида. Наоборот, такие группы объединяют тех, чей менталитет в глобальных вопросах полностью соответствует доминирующему мышлению в самой толпе. Случайных людей вы там не обнаружите при всем желании, так как человек, попав в такую толпу, либо остается в ней, корректируя некоторые свои взгляды по второстепенным вопросам, либо, убедившись в чуждом ему духе, быстро покидает группу.
Недавно появилась междисциплинарная наука «нейроэкономика», объединившая в себе основы нейрологии, психологии и экономики. Ученые исследуют взаимоотношения толпы и индивида. Считается, что в какой-то момент толпа посылает сигнал индивиду, чья позиция расходится с позицией группы. Именно в этот момент человек принимает «окончательное решение» - либо покидает толпу, либо быстро меняет отношение на более конформистское. Этот процесс ученые называют «информационным каскадом». Специалисты выяснили, что толпа и все, то в ней происходит, это по сути модель любого сообщества, но с ускорением процессов в несколько раз. Другими словами, то, что с годами назревает, к примеру, в обществе или в каком-нибудь коллективе постепенно, в толпе может созреть за считанные часы, а то и минуты.
Ученые отмечают, что социальные сети давно переросли из «клуба по интересам». Теперь они сами формируют идентичность – так было в арабских странах и Великобритании. Примерно то же самое происходило и в России, когда огромное количество недовольных результатами выборов вступало в группы в социальных сетях, а затем высыпало на улицы Москвы.
Геосимуляция – наука моделирования поведения толпы, она давно уже вышла за рамки, которые существовали до появления Интернета. Раньше геосимуляция использовалась при проектировке улиц и зданий для моделирования поведения толпы в экстремальной ситуации и при эвакуации. Сегодня геосимуляция используется в том числе для моделирования поведения масс в условиях активизации политических процессов и других ситуаций. Социальные сети сегодня играют роль улиц и зданий, а от правильного прогноза зависит теперь слишком многое. "Какой процент людей в толпе может изменить эмоциональный настрой целого в тех или иных обстоятельствах? Что нужно влиятельному человеку или небольшой группе, чтобы изменить общественное мнение?" – задаются вопросами журналисты The Financial Times. Однако, ученым только предстоит найти ответы на эти вопросы, сегодня пока нет ни одной доказанной и проверенной теории.
Стали доступны видео ракетных пусков с учений армии Армении
17:38 | В передаче «Вооруженные силы» армянского телевидения...
Международный день детской книги
14:44 | «Маленькая нобелевская премия» по детской литературе ...
Армения: имидж «раскрепощенного» курильщика важнее здоровья?
01:14 | Женщины курят, чтобы казаться раскрепощенными...
Серж Саргсян поздравил ассирийцев с национальным праздником «Хаб-Нисан»
21:13 | Пусть ассирийская община продолжит укрепляться...
Recent Comments