Ассимиляция – одна из наиболее опасных проблем, стоящих перед армянской общиной в любой стране. Проживая в чужой среде, в которой существуют свои традиции, культура, менталитет, армяне так или иначе встают перед необходимостью интеграции в новую для себя общность. Стремление влиться в местную среду уже само по себе является стимулом к ассимиляции. Совершенствуя свои знания, изучая новый язык, на котором общаются окружающие, их историю, культуру, армянин так или иначе постепенно отдаляется от собственных корней. Это происходит из-за того, что новая среда диктует свои каноны, а для интеграции в неё человеку нужно влиться в новый для себя мир, который никак не отражен в армянском информационном пространстве. Если ранее, живя в Армении и сталкиваясь с проблемами в быту, на работе, армянин обменивался и черпал информацию непосредственно из армянского пространства, то после переезда в другую страну ему требуется информация уже из местной среды, а армянское информационное пространство отходит на второй план.
Российская среда достаточно сильно отличается от армянской своими культурными различиями, ментальностью, отношением к окружающим, ролью женщины, детей в семье и т.д. В связи с этим существует определенный барьер, некий «порог адаптации», который проходит каждый армянин, живущий в России хотя бы несколько лет. К сожалению, для многих этот порог становится «точкой невозврата», последствия чего отражаются уже на втором-третьем поколении, которые перестают ощущать себя армянами.
Помимо необходимости в интеграции, на отказ армян от своих корней влияют также и некоторые побочные факторы. В частности, из-за отсутствия реальной демократии и независимой судебной системы, а также из-за ставшего уже традиционным недовольства россиянами своим положением, российские армяне очень часто становятся жертвами агрессии, шовинизма, их в числе прочих «нерусских» считают виновниками всех бед и чуть ли не расхитителями национального наследия местных. Такое отношение, с которым сталкивается в быту практически каждый армянин, становится дополнительным стимулом более интенсивной интеграции и скрытия в себе всего того, что может напоминать окружающим об армянских корнях эмигранта. В первую очередь, армяне перенимают поведенческую модель, стараются судить обо всем, согласно местным устоям, а не армянским, часто меняют окончания фамилий, дают детям русские имена и т.д.
Подобное отношение к своим армянским корням по сути означает крах национального самосознания, которое с этого момента воспринимается как некий непонятный груз, как чемодан без ручек, который носить тяжело, а бросать жалко. И если эмигрант «несет» этот значительно облегченный «чемодан» до конца жизни, не упуская случая указывать на данный факт как пример своего патриотизма, то детям, а тем более внукам уже не перепадает даже этого. Наоборот, во многих семьях стараются изначально приучить детей к местным порядкам, говорят с ними только на русском языке, мотивируя все это желанием лучше адаптировать своих чад под местные реалии.
Таким образом, в среде мигрантов, которые предпочитают проводить процесс адаптации себя и детей непосредственно через семейное воспитание, ярко выраженные армянские черты будут восприниматься негативно по умолчанию, как нечто, что мешает приспособиться к новой жизни и стать «своим» для местных. Эти негативные, а местами и уничижительные оценки передаются детям с воспитанием, что очень часто приводит к тому, что в такой среде на втором-третьем поколении появляются отклонения в виде армянофобии, агрессии к соплеменникам и т.п.
Комплекс мер, которые сегодня предлагают армянские организации, никак не помогает бороться с угрозой ассимиляции. Скорее, данные меры призваны удержать от ассимиляции тех, кто еще до того, как придти к ним, выдержал натиск и психологическое давление внешней среды, принуждающей к ассимиляции. Другими словами, в исполнении общинных организаций мы видим совершенно бесполезную деятельность, «мартышкин труд», дающий в сухом остатке только наполнение «списка патриотических дел» очередного мецената или чиновника. Основная проблема, из-за которого происходит весь этот перегон из пустого в порожнее, заключается в том, что армянские организации в основном работают с теми, кто к ним пришел и так или иначе «приармянен» уже давно. При этом, никакого воздействия даже на детей таких людей организации оказать неспособны, в силу чего часто оказывается, что у активных членов общины растут дети-ассимилянты, уже во втором-третьем поколении происходит полный или частичный отрыв от армянского информационного поля.
В то время, пока ассимилянты постепенно отдаляются от армянства, диаспоральные организации проводят патриотические мероприятия для тех, кто в этом не особо нуждаются. А те, кто нуждаются, на подобные мероприятия не ходят, предпочитая тратить время на более полезные в их понимании занятия. Все, что может предложить в подобных случаях диаспоральная организация – это посетовать на отсутствие сознательности у ассимилянтов и …организовать новые мероприятия для чествования тех, кто так не поступает. А потом у этих вырастают дети, половина, если не больше, из которых тоже становятся ассимилянтами и так постепенно община исчезает со временем, как это было уже не раз в нашей истории и происходит до сих пор.
Какие либо другие меры по борьбе с ассимиляцией у диаспоральных организаций просто-напросто отсутствуют. У многих из них отсутствует даже само намерение бороться с этим явлением. На частном уровне это чаще всего проявляется в виде раскола в армянстве по признаку «интегрированности» в местный социум. Впрочем, если выбор состоит из вышеназванных мер и полным отсутствием оных, то второй вариант даже предпочтителен, чем пафосные мероприятия и охота на ведьм.
Целевая аудитория
Для борьбы с ассимиляцией, а точнее, с её последствиями в виде постоянных безвозвратных потерь огромной части армянства, требуется в первую очередь понимание сути процесса, который приводит в конечном итоге к таким печальным результатам.
При изучении того, что предлагают российским армянам диаспоральные организации, мы не заметим среди этого перечня практически ничего из того, что в первую очередь ищет армянин, который задался целью максимально интегрироваться в российский социум.
Следует четко разделять аудитории. Та среда, в которой диаспоральные организации ведут «анти-ассимиляционную» деятельность, изначально имеет иммунитет против ассимиляции. А с той, где угроза полной ассимиляции более чем актуальна, нынешние инструменты крайне неэффективны. Прежде всего необходимо понять, что это две разные аудитории и нельзя бороться против ассимиляции одних плотной работой с другими. Это не только ничего не дает, но и провоцирует внутренний раскол, взаимный негатив и тому подобное.
Для интеграции, карьерного роста, успехов в делах, любому армянину в России требуется владеть русским языком, поближе знать русскую культуру, теснее общаться с местными и иметь среди них друзей, коллег, круг общения и полезные связи. Армянин отчетливо понимает, что чем он больше «обрусеет», тем лучше у него будет складываться жизнь в российском обществе. Следует заметить, что и сами россияне поощряют этот процесс «обрусения» армянина, подчеркивая при каждом случае этот факт как одно из его достоинств. Ничего из перечисленного армянская диаспоральная организация на сегодняшний день не может предложить армянам. Наоборот, она может помочь только еще ярче выразить свою «армянскость», выдать инструкции «патриотичного поведения», пригласить на какое-нибудь армянское мероприятие и т.п. Понятно, что будущий ассимилянт только отдалится от общинной организации, потому что сам факт нахождения в ней будет напоминанием о недостаточно эффективной интеграции в местный социум.
Таким образом, имеет место довольно серьезный системный сбой, с которым сталкивается любой армянин. Ему зачастую приходится делать нелегкий выбор – либо оставаться армянином в окружении своих, либо отдалиться от них и стать «своим» среди неармян. Выбор почти всегда происходит в пользу вторых и тому есть веские основания. Во-первых, если говорить в контексте этого искусственного «противопоставления», на «неармянском поле» находятся важнейшие ресурсы, в расчете на которые человек, собственно, и эмигрировал. Это рабочие места, материальная база, приобретения для детей и семьи в виде хорошего образования, трудоустройства и т.д. Даже в сфере развлечений община не в состоянии сделать конкуренцию «неармянскому полю», за которым стоят все местные развлекательные заведения, СМИ, телевидение и т.п. Другими словами, при противопоставлении выбор стоит за тем, ограничивать ли себя из-за приверженности армянским устоям, поведенческой модели, мнимого патриотизма, или же жить как местные, став одним из них и пользуясь всеми благами из «общего котла». В лучшем случае армянскому миру в семье российского армянина будет выделено небольшое место «для души», но с изначально заниженными оценками и второстепенным статусом.
На сегодняшний день образ «патриотичного армянина» подается в следующем виде:
- Для настоящего патриота интересы нации и Армении превыше всего
- Можно жить в чужой стране (Россия), но при этом нужно оставаться «настоящим армянином» (соответствие айастанской модели)
На первый взгляд все выглядит достаточно безобидно. Но это только на первый взгляд.
Данный тренд, как мы можем заметить, формирует сообщество паразитов. Собственная страна, в которой они живут и в котором предстоит жить их потомкам, уже не воспринимается как родная. В лучшем случае это просто ресурс, прибыль с которого нужно тратить в соответствии с пунктами выше.
Существует миф, что такой расклад полезен Армении. Но это не так. Подобное мировоззрение разрушает не только Диаспору, но и саму Армению, так как легализирует в армянском информационном пространстве ложную мысль о том, что не обязательно оставаться жить в Армении, участвовать в решении тех проблем, с которыми она сегодня сталкивается – можно уехать в другую страну и при этом оставаться «истинным патриотом».
Еще один миф – такие «патриоты» полезны Армении. Это тоже не соответствует действительности. Легализовавшие свой паразитический образ жизни и выдающие его за «истинный патриотизм» люди вряд ли способны на какие-то серьезные жертвы ради кого бы то ни было. Если б у них слова не расходились с делом, то ежегодные марафоны в помощь Армении собирали бы среди российской диаспоры суммы, превышающие нынешние в десятки раз. И только за счет «патриотов». Между тем, мы все знаем, что поддержка Армении исходит от обеих аудиторий, а не только от первой группы. Можно было бы предположить, что данная группа в конечном итоге репатриирует в Армению, как конечную станцию в развитии личности патриотического армянина. Но это тоже миф – много ли мы знаем армян, которые переселились жить в Армению из России, стали гражданами РА или НКР, платят там налоги, участвуют в развитии страны? Ничего подобного не наблюдается – даже сами те, кто травит других за «несоответствие образу настоящего армянина», не помышляют о репатриации, ограничиваясь знаниями танцев, обрядов и поговорок. Впрочем, о репатриации детально мы поговорим позже.
Еще хуже обстоит дело в самой Диаспоре. Этот тренд создает внутреннее напряжение в среде российских армян. Подавляющее большинство не желает быть паразитами в собственной стране, но с их мнением никто не считается – сегодня в информационном пространстве доминирует именно вышеописанный тренд, а все его противники так или иначе оказываются в позиции неправых. Добавим к этому отношение самих местных к подобным «армянам-патриотам» и к их мировоззрению – очевидно, что оно вряд ли может понравится какому-либо россиянину. Другими словами, тренд ко всему прочему еще и провоцирует армянофобию, давая серьезные козыри в руки наших врагов.
Очевидно, что такое «противопоставление» себя местному социуму и уничижительные оценки в адрес тех, кто «растерял свои корни» будут приводить лишь к постоянным потерям, пока сама община в один прекрасный день не перестанет существовать. Подобное противопоставление наносит едва ли не меньше вреда, чем сама ассимиляция.
Придерживаясь такого дискурса, диаспоральные организации проваливают собственную миссию, подобно штангисту, который взял слишком большой вес и не может с ним справится. Нужно понимать, что современный информационный образ «патриотичного армянина», который пытаются формировать и презентовать диаспоральные организации, не только не эффективен, но и насквозь фальшив. Само по себе проживание армянина в России на фоне чахнущей от массового исхода и других проблем Армении – это уже непатриотичный поступок. И в свете такого этого уже не важно, будет ли диаспорянин жить по армянским или местным канонам. Тем более, что даже его верность традициям в большинстве случаев никак не отражается на его детях и внуках, которые легко становятся очередным ассимиляционным материалом.
Пути решения
Для решения такой глобальной проблемы, как ассимиляция, армянским организациям в России требуется полная «перезагрузка» и обозначение новых приоритетов. В первую очередь это касается формирования информационного образа диаспорального армянина, в частности, российского.
Необходимо полностью уйти от идеи противопоставления двух полей. Армянская диаспоральная организация в России должна восприниматься армянами не как филиал Армении, а как полноценная часть российского социума.
Нужно избавиться от комплексов перед айастанскими армянами и не пытаться копировать их, живя при этом в России – в совсем другой действительности. Российский армянин – это прежде всего россиянин, носитель русской культуры, языка, традиций. Если при этом он еще и владеет армянским языком, знает армянскую историю – это замечательно, но отсутствие перечисленного не должно становиться поводом для негативных оценок. Попытки воспитать из российского армянина «максимально приближенную копию» айастанского армянина – это путь в никуда. Все равно, российский армянин не сможет конкурировать с айастанским по приоритетным для Армении показателям и всегда будет неполноценной и некачественной «копией» в отношении «оригинала» - подавляющее большинство диаспорян будет шарахаться от перспективы иметь такой неполноценный статус в армянском мире. Приоритеты, заслужено являющиеся главными для айастанского армянина – это не прихоть, не каприз и не веяния моды, которым следует подражать. Это необходимость, обоснованная проживанием в Армении и соседством с достаточно враждебными народами, это прямое следствие противостояния региональным и глобальным угрозам.
В России совершенно другая среда и другие условия. От того, что 3 российских армянина из 10 будут владеть армянским языком, пользы Армении не будет. Еще меньше шансов принести пользу, если эти трое будут травить остальных семерых, провоцируя тех на дистанциирование от армянства и Армении. Если цель Диаспоры – приносить пользу своей исторической Родине, а не тешить свое самолюбие и комплексы, то необходим совершенно иной подход. Мы все прекрасно знаем, что пользу Армении приносят не только те, кто знает армянский, кто умеет правильно танцевать армянские танцы, но и те, кто просто считает себя армянином или симпатизирует армянам. В их числе очень много тех, кто не владеет языком, не может гордиться глубокими познаниями в армянской истории, живет совсем не по армянским канонам.
Погоня за «соответствием эталону», как мы можем заметить, наблюдая за историей деятельности армянских организаций, ничего не принесла, кроме раскола в диаспоре, отхода от неё тех, кто не намерен идти на поводу комплексов и становиться жертвой охоты на ведьм, которую с каким-то садистским остервенением ведут «патриотичные» армяне. Мы часто забываем, что все это действо на фоне проблем, с которыми сегодня сталкивается Армения и Диаспора, не более чем клоунада, исполняемая не самыми талантливыми актерами.
К сожалению, никто не проводил исследований и опросов в среде армян, «растерявших свои корни», однако даже частные разговоры с ними свидетельствуют, что имеет место внутриармянский раскол, водораздел в котором проходит по «соответствии армянским традициям». Российские армяне не желают жить по армянским законам, иначе бы они жили в Армении – пора это осознать. Выбор, который предлагают сделать диаспоральному армянину, был сделан им, его родителями уже давно. Он желает быть именно российским армянином, а не плохой и насквозь фальшивой копией айастанской модели. Нельзя оставаться айастанцем, живя за пределами Армении. Потому что основная и наиважнейшая ценность в аксиологии айастанца – это проживание в Армении, работа на благо армянского государства, налоги, воинская обязанность и т.п. Если эта ценность игнорируется, то остальные достоинства человека, в том числе знание языка, танцев, пословиц и тому подобное уже не имеют никакого значения.
Роль общинных организаций
В представляемом сегодня образе «настоящего диаспорского армянина» отчетливо видна искусственно завышенная планка. Чтоб быть «настоящим» армянином, диаспорянину, согласно этому катехизису, следует во всем копировать айастанских армян – говорить на армянском, знать историю армянского народа, «болеть» проблемами Армении, всячески помогать ей и, самое главное, вести образ жизни в полном соответствии с армянскими традициями. Армянские организации диаспоры предоставляют некий «пакет услуг» по улучшению этих знаний - курсы армянского языка для детей, различные факультативы по армянской истории, музыке, танцам.
По сути, предоставлять такие услуги действительно замечательно. Однако, следует понимать, что они востребованы у очень небольшой части российских армян и если этот тренд делать приоритетным, то все остальные оказываются «за бортом», приобретая тот или иной негативный статус.
Если человек живет согласно российским канонам, российскому менталитету и не желает перенимать образ айастанца, то он уже автоматически выпадает из этой системы и считается «ненастоящим». На него показывают пальцем и осуждают. Диаспоральная организация может и не «маркировать», за неё это сделают приверженцы данного тренда, который она поощряет на своем уровне.
У политики затравливания «нетаких» армян может быть только одно логическое обоснование – принуждение к репатриации на историческую родину. В этом случае данная политика хоть как-то была бы обоснована, но, важно подчеркнуть, не оправдана в силу неэффективности такого метода. Однако, как уже было сказано выше, ничего подобного не наблюдается.
Главная задача
Армянские организации должны «вести за руку» армянина на протяжении всего пути этой необходимой ему интеграции и не дать ему потеряться в этом неармянском океане. Необходимо, чтобы армянин понимал, что можно максимально тесно интегрироваться в социум, но при этом совсем не обязательно отказываться от армянства, что российские армяне – это составная часть (и не самая плохая) российского социума, а не выброшенная на чужой берег часть армянского социума. Нужно работать в первую очередь именно с этой аудиторией, вставшей на путь ассимиляции, а не с теми, кто отказался от неё. Необходимо понять, с какими проблемами, связанными с национальной идентификацией сталкивается российский армянин и придти ему на помощь в решении именно этих первостепенных задач.
В первую очередь необходимо сформировать новый информационный образ российского армянина. В нем не должно быть заведомо «неподъемных» для простого обывателя вещей. Живя в России, армянин сталкивается с огромным количеством проблем, на решение которых он выделяет время и средства. Их просто не остается для дополнительных и совершенно бесполезных в российских реалиях задач, вроде изучения родного языка, обрядов и всего остального. Тем более, он зачастую устраивает личную жизнь и живет по российским традициям, а не армянским. Нельзя требовать от людей того, на что они не способны, это не оставляет им нормального выбора - они либо отходят от армянства полностью, предпочитая стать нормальными русскими, чем оставаться «неполноценными» армянами, либо участвуют во всеобщем спектакле и играют роль фальшивых "героев-патриотов".
Здесь важно не перегнуть палку, учитывая, что на том её конце находится другая крайность – полное отрицание армянских признаков. В противном случае, такая организация сама станет трамплином для более быстрой и безвозвратной ассимиляции. Чтоб избежать подобных перегибов, необходимо выстроить систему приоритетов и четко им следовать.
Конечно, знать армянский язык, культуру, традиции – это замечательно. Однако, не стоит делать из этого культ и возводить в статус обязательных вещей для диаспорального армянина. Тем более, армянским организациям не следует делать упор в своей деятельности именно на этом.
Следует заметить, что подобное направление в деятельности общинной организации тоже является важным, но исключительно в случае подготовки армян к репатриации в Армению. О репатриации, как о еще одном направлении, мы поговорим отдельно. В данной же статье рассматривается работа с теми, кто на пороге полной ассимиляции. Община должна стать надежным другом и помощником таких армян. Она должна помогать им в адаптации, в интеграции, в воспитании детей.
Одной из визитных карточек практически любой армянской организации в России – это воскресные школы. Между тем, в таких школах преподают лишь армянский язык, армянские танцы, историю и другие предметы, которые, признаем честно, совершенно бесполезны для проживания в России. Не удивительно, что большинство родителей предпочитает не нагружать детей этими вещами. Детей отдают в музыкальные училища, спортивные секции, репетиторам – куда угодно, только не в такие воскресные школы.
Обладая помещениями, оборудованием, учителями и номинальным доверием со стороны армян, общинная организация ничего не предпринимает, чтоб «перехватывать» инициативу и предлагать родителям все то же самое, но зато в стенах своей организации. Относительно недавно стали создавать спортивные клубы в помещениях таких организаций – это замечательно, но требуется охватить весь спектр услуг, а не только спорт. Армянская диаспора по праву может гордиться высококлассными специалистами в разных сферах, в особенности в образовании. Общине ничего не стоит привлечь к сотрудничеству профессионалов своего дела, которые будут преподавать детям музыку, рисование, готовить их к поступлению в ВУЗы при помощи высококвалифицированных репетиторов и т.д. Если какая-то часть этих детей будет еще и заниматься изучением армянского языка, то это просто замечательно, но, по крайней мере, остальные будут проходить обучение именно в диаспоральной организации, что уже само по себе станет серьезным прорывом, так как удастся их хотя бы частично вернуть в армянскую среду и внушить мысль о том, что армянская организация не тормозит интеграцию и самосовершенствование, а наоборот помогает в этих процессах. Сегодня армянские дети, учась в русских общеобразовательных школах, общаются и дружат преимущественно с неармянами. Возможность получать актуальное и необходимое дополнительное образование в стенах диаспоральной организации – это еще и возможность завести новых друзей из армянской среды, с похожими интересами и стремлениями в жизни. Создать дружественную атмосферу, принцип взаимовыручки, единения – это и есть основная задача диаспоральной организации.
Точно так же следует «перехватывать» и взрослых. Тренажерный зал, фитнесс-центр, курсы вождения, бухгалтерского учета – чего угодно, лишь бы армяне приходили обучаться этому именно в общинную организацию и видели в ней надежного помощника по жизни, а не «частичку Армении» с целым списком невостребованных услуг и неразрешимых моральных задач.
Президенты Армении и НКР приняли участие в открытии жилого квартала в Степанакерте
20:14 | Президенты Армении и Нагорно-Карабахской Республики Серж Саргсян и Бако Саакян приняли в среду участие в торжественной церемонии открытия в ...
Посол Франции в Турции вернулся в Анкару. Угроза в виде «высылки» не реализована
16:27 | Посол Франции в Турции вернулся в Анкару после рождественских каникул. Как передает РИА Новости, об этом заявил заместитель пресс-секретаря ...
Геворк Саркисян: Договорятся ли общины беженцев из Карабаха раньше, чем Турция ратифицирует Цюрихские соглашения?
23:12 | Осень 2011 года запомнится выдвижением азербайджанской стороной идеи "диалога общин беженцев из Нагорного Карабаха". Хотя это преподносится ...
Президент Армении: По ту сторону границы знают, на что способен армянский солдат
19:09 | Президент Армении, Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Серж Саргсян посетил в субботу по случаю новогодних и Рождественских праз...
Recent Comments