Именно так, вольно или невольно, ведут себя некоторые наши граждане, считающие позволительным огульно охаивать окружающий их армянский мир. Особо «престижным» стала ругань, нередко площадная, в адрес руководителей Армении и Армянской армии. Это, по-видимому, называется политической активностью. А политикой у нас сегодня занимаются все: таксисты, домохозяйки, продавщицы, врачи, торговцы на рынке и т.д. Я, например, навсегда ушел от своего говорливого многолетнего парикмахера после того, как он однажды, выключив свою машинку, неожиданно обратился ко мне с вопросом: «А знаешь, в чем была ошибка руководства Арцаха летом 1992 года?» Ушел, так и не узнав ответа.
На днях навестил товарища в больнице, зашел, естественно, к врачу, узнать о состоянии больного. Известный врач, великолепный хирург, что называется, от Бога, он два часа рассказывал мне о необходимых мерах по достижению признания независимости Республики Арцах, о том, как можно в течение шести месяцев увеличить бюджет Армении в несколько раз, о стратегических задачах нашей внешней политики и путях их решения. Я вежливо кивал головой и «докивался» до «неизбежной» фразы: «Если бы наши (тут последовало крепкое выражение) понимали все это!» Напоминаю еще раз: мой собеседник, вернее, автор долгого монолога – выдающийся врач, и мне трудно представить, как бы он отнесся к советам, скажем, учителя географии, вздумай тот учить его проводить операции по удалению опухолей в голове.
Но вот проблема: в нашем народе чуть ли не каждый второй каждый считает себя политиком, политологом и знатоком военного дела в едином лице. Все очень просто: президент должен подписать такой-то указ, и все переменится, как по мановению волшебной палочки. А воевать и того проще: как говорил незабвенный Георгий Махарашвили (Серго Закариадзе): «Вперед! Коли! Раз-два! Назад! Хондах! Раз-два!». Вот и вся наука управлять, созидать и защищать!
Можно постараться понять, когда категориями Махарашвили мыслит не очень образованная часть населения. Но как прикажете понять тех людей, кто, заполучив возможность тиражировать свои мысли, активно пропагандирует неуважение к государству, его руководству и Армии?! Кто превратил оскорбления в адрес президента, католикоса и министров в некий синоним бесшабашного вольнодумства.
Несколько лет назад попалась мне в руки книга – пособие – учебник для сотрудников спецслужб одного могучего государства. Несколько глав этого пособия было отведено методике расшатывания и развала недружественного государства. Согласно этому пособию, необходимым условием для провоцирования распада и гражданского противостояния в государстве является подрыв уважения к духовному главе и политическому руководителю. Цитирую по памяти: «Необходимо распространять слухи, внушить населению уверенность в аморальности духовного предводителя и коррумпированности председателя».
Каждый раз, встречая в армянских СМИ похабщину в адрес нашего духовного и политического руководства, мне невольно приходит на память это пособие. И, при всем моем старании, не получается верить, что происходит это спонтанно, что данное явление не имеет дирижера. Не получается хотя бы потому, что очень напоминают описанные в пособии приемы воздействия на массы. А также потому, что все эти сплетни, писанины и оскорбления, в полном соответствии с менталитетом народа, маскируются разглагольствованиями о патриотизме и переживаниях за судьбу родины. Не верю, так как истинный патриотизм органично не способен насаждать на Родине атмосферу страха, неверия, ненависти и нетерпимости.
Патриотизм – основа духовно-нравственной безопасности Родины – не может быть зависим от того, кто на данном этапе истории занимает кресла в правительстве страны. Деление на сторонников и противников правительства или президента – кто бы ни был во главе государства – справедливо и оправданно лишь в идеологическом ракурсе, и ни в коем случае не может сопровождаться переходом на личности.
Патриотизм, это, в первую очередь, трепетно-преданное отношение к родине и согражданам, несовместимое с прикрываемыми словесной завесой о «критике» истеричными выкриками и оскорблениями. Никакой критикой нельзя оправдать преднамеренное распространение нелепых и непроверенных слухов, рассчитанных на веру обывателя в напечатанное или высказанное по телевизору слово.
Да, у нас много нерешенных проблем: социальных, экономических, правовых, законодательных и так далее. Они решаются намного медленнее, чем нам того хотелось бы. Но, давайте будем честными: население армянских государств живет лучше, чем должно было бы жить, если учесть условия, в которых пребывает наша страна на протяжении последних двух десятков лет.
За этот период мы пережили катастрофичное землетрясение, унесшее жить 25 тысяч человек и оставившее без крова около полумиллиона людей. Мы перебороли прошедшую по нашим сердцам и домам войну, приняли сотни тысяч беженцев, боролись и продолжаем бороться с устроенной врагами блокадой. У нас сменилась общественно-экономическая формация (самое, на мой взгляд, тяжелое по последствиям испытание из перечисленных), прервались практически все экономические связи. Все это нашему народу надо было восстанавливать, обустраивать, решать, налаживать… И лишь человек, притворяющийся слепым, способен не замечать, что, начиная с периода прекращения военных действий и по сей день страна находится на подъеме.
Да, решены далеко не все задачи. Но давайте продолжим быть честными: в этом немалая вина и наших граждан, все еще живущих по советским понятиям.
В дорогом ресторане, на юбилее прожившего большую и интересную жизнь человека, в присутствии немалого количества гостей, его сын, владелец небольшого цеха, произносит тост за здоровье отца. Рассказывает о богатом жизненном пути родителя, его творческих успехах, огромном трудовом стаже, и заканчивает здравицу словами: «Вот только государство не ценит его, платит мизерную пенсию». Спрашиваю: сколько у тебя работников? Называет цифру. А скольких ты декларируешь? Мнется, но называет цифру чуть ли не в три раза меньшую. «Так это же ты обкрадываешь отца. И не только своего. А сколько в Армении таких как ты?», - задаю уже риторический вопрос. Человек скрывает от государства доходы, «прячет» работников, не платит в пенсионный фонд страны и жалуется, что государство выплачивает маленькую пенсию.
Государство, это многоуровневая система связей и отношений, и лишь при налаженной работе этой системы возможно обеспечить его устойчивое и стабильное существование. Неправильно, мягко выражаясь, быть иждивенцем при государстве, это государство может и должно быть иждивенцем своих граждан. Сила и мощь государства зависят от его граждан, и лишь при преданном отношении к своему государству мы вправе требовать от него обеспечения наших жизненных потребностей в стране и защиты наших интересов во всем мире. Государство – единый механизм, и сбой в одной его части становится причиной помех для всей машины. Давайте поймем: это мы обязаны нашему государству, а не государство нам.
В октябре месяце группа армянской молодежи встала на защиту одного из прекрасных уголков Армении, водопада Трчкан. Прекрасная инициатива, кажется, уже завершилась прекрасной победой молодежи. Однако лично мне пришлась по душе не только благородная инициатива молодых и действительно патриотичных энтузиастов, но и взятый ими на вооружение способ борьбы: без истерики, без оскорблений и кликушеств. Это – позиция людей, чувствующих за собой правду, и уж вовсе не ищущих выгоды для себя лично. Но сегодня мы вправе аплодировать не только им, но и тем чиновникам в правительстве, что, осознав, надеюсь, правоту ребят, сумели отречься от корпоративного мышления бюрократии. Защитники Трчкана преподали урок патриотического мышления всем нам, в том числе и тем правительственным мужам, что подписывали решение, способное уничтожить частицу Армении.
Оппозиция должна исходить из любви и благородных устремлений, а не ненависти к человеку или стране. Она не должна быть разрушающей: истинная оппозиция – в политике, науке, идеологии и т.д. – обязана носить созидательное начало, иначе это уже не оппозиция. Страна Армянская – наша Родина, наш общий дом, и желание сжечь его с целью согреться невозможно квалифицировать иначе, как моральное дезертирство.
Нашим государствам предстоит решить немало проблем, в том числе и столь важные, как обустройство и заселение реинтегрированных Республикой Арцах районов, сведение до минимума оттока населения и, наоборот, обеспечение условий для репатриации. Нам необходимо укреплять обороноспособность страны, улучшать качество образования, увеличивать количество рабочих мест, повышать международный авторитет армянских государств. Всего этого можно добиться лишь созиданием, а не кликушеством и распространением нелепых и вредных, деструктивных слухов.
Армянские «правозащитники» едут за рубеж, чаще всего в Грузию, устраивают там теплые застолья с обильными возлияниями с людьми, денно и нощно поливающими грязью армянский народ и его руководство, затем, вернувшись, начинают поливать грязью армянский народ и обвинять армянские государства в отсутствии демократии. Это – не вымысел, это – парадоксы наших государств и реальный пример морального дезертирства армянских «борцов» за демократию.
Летом 1920 года площадь Республики Армения была в два с лишним раза больше, чем в площадь советской Армении. В сентябре того же года Турция напала на Армению. Война закончилась нашим поражением, потерей примерно 33 тысяч квадратных километров армянской земли и советизацией оставшейся части Армении. Как же удалось разгромленной Турции одержать победу, и как она, вообще, решилась напасть на Армению?
Любой непредвзятый анализ показывает, что единственными виновниками этой катастрофы были армянские большевики – «интернационалисты», вначале покорно проголосовавшие в Баку за содействие Турции в агрессии против Армении, а затем разрушившую изнутри Армянскую армию. «Инструкция» по предательству широко известна с… середины девяностых годов, после открытия закрытых фондов Государственного архива истории. Вот выдержки из этой «инструкции», обращенной руководством армянской коммунистической партии к рядовым большевикам.
«Центральный Комитет большевиков Армении предписывает всем партийным организациям, как в тылу, так и на фронтах… развернуть среди отдельных солдат и в группах, а если возможно, то и посредством листовок, широкую пропаганду против войны, уделяя основное внимание тому, что:
1) нынешняя Турция уже не прежняя султанская Турция и не преследует в отношении Армении агрессивных целей;
4) задачей армянских большевиков-коммунистов должно быть ускорение поражения республиканской Армении, что ускорит советизацию Армении.
С этой целью необходимо:
1) всеми средствами разлагать армянскую действующую армию: а) способствовать дезертирству и всячески препятствовать мобилизации, б) убеждать солдат на фронтах не стрелять по наступающим турецким солдатам, а покидать позиции и возвращаться домой, в) не подчиняться приказам офицеров и в случае необходимости уничтожать их;
2) наряду с этим необходимо внушать солдатам республиканской Армении, что победоносный турецкий аскер – это революционный аскер, который не только не позволит какого-либо насилия по отношению к побежденной стране, не причинит вреда мирному населению, но и поможет трудовому армянскому народу освободиться от господства пособников империалистов – дашнаков;
3) вновь и вновь объяснять, что, освободясь от господства дашнаков, Армения немедленно наладит связь с Советской Россией, навсегда покончит с войной, и край, разоренный голодом и постоянными конфликтами, наполнится российским хлебом и примет участие в великом деле революции.
Большевики добились поставленной цели: деморализованная внутренними врагами Армения проиграла, и турок получил возможность, спокойно и наслаждаясь привычным делом, вырезать несколько сот тысяч армян. На оставшейся части Армении была установлена советская власть, и те же самые большевики первым делом арестовали свыше трех тысяч армянских офицеров. Часть из них была убита в Ереване, а остальных этапировали в… Баку, затем, спустя еще 6 месяцев, оставшиеся в живых были переправлены в Рязань.
Нынешние армянские «интернационалисты» являются духовным наследниками Ависа Нуриджаняна, Саркиса Касьяна, Асканаза Мравяна, Саака Довлатяна, Ашота Ованнисяна, Шаварша Амирханяна – лидеров армянских большевиков начала ХХ века и авторов «инструкции». Это они братаются с врагами, ведут пропаганду за передачу Азербайджану исконно армянской земли, запугивают армянских матерей Армянской армией. Не изменились даже «аргументы»: лишь листовки в основном заменены на печатные и интернет СМИ, к Турции прибавился Азербайджан, а российский хлеб – дарами Запада. Пропагандируется пораженчество и национальное иждивенчество, в совокупности означающие полное исчезновение армянского народа.
В сказанном нет никакого преувеличения. На наших глазах происходит явление, которое можно охарактеризовать как целенаправленный подрыв армянских государственностей. И если мы позволим малочисленной, но весьма активной и шумной группе армянских необольшевиков продолжать свою подрывную деятельность, то неизбежно вернемся к осени 1920 года.
Recent Comments