Накануне начальник отдела переписи населения и демографии Армении сообщила, что в первом полугодии этого года в нашей стране зарегистрировано 20.102 рождения детей, что на 4.4% меньше показателя за тот же период 2010 года. Также, за отчетный период было зафиксировано 444 случая смертности, что на 4.5% больше показателя за тот же период 2010 года. При этом, коэффициент фертильности (число рождений на одну женщину репродуктивного возраста) составил 1.6. Отметим, что для простой репродукции населения необходимо около 2,1.
То, что с демографией в Армении не все гладко – давно не секрет. Хотя в былые годы Армения была одной из первых республик по числу рождений на душу населения. Так, в 1940 году, Армения делила первое место в СССР с Казахстаном. Тогда, коэффициент фертильности в Армении превышал нынешний уровень практически в три раза. Иначе говоря, в средней Армянской семье было примерно 4 ребенка. В 1960-ых годах рождаемость в Армении резко снизилась, что связывают с изменением социальной структуры общества, урбанизацией и др. Однако, эта «низкая» по сравнению с прошлыми годами рождаемость была довольно высокой и обеспечивала не только репродукцию населения, но и естественный прирост. В 1980-ых годах, в Армении в среднем женщина рожала 2,4-2,5 детей, а общее число рождений переваливало за 80 тысяч. Смертность же была на уровне 20 тысяч, что обеспечивало естественный прирост на уровне 60 тысяч в год, что составляло 1,7% населения.
Обретение независимости Армении было сопряжено с блокадой со стороны Азербайджана и Турции и гражданской войной в Грузии, которая привела к остановке железнодорожного сообщения с Россией. Все это привело к резкому обнулению промышленного производства и экспорта. В результате, буквально за несколько лет Армения, в советские годы отдававшая в Союзный бюджет чуть больше чем получала из него, резко обнищала. Параллельно с падением уровня жизни падала и рождаемость. В 1990ых годах она снижалась чуть ли не по 8- 10 000 в год, пока наконец не дошла до своего «дна» - 32 000 рождений в 2001 году. После этого наметился определенный рост, сначала рождаемость выросла до 37,5 тысяч и продержалась на этом уровне 3 года, а затем рост увеличился и дошел до 40 тысяч в 2007 году. Последовательный, хоть и медленный рост рождаемости в последние годы последовательно привел нас к показателю 44,8 тысяч детей родившихся в Армении в 2010 году.
Конечно, этот «рост» рождаемости еле-еле перевалил за 50% от рождаемости в конце 1980-ых. Однако, сама позитивная динамика позволяла надеяться, что с некоторым восстановлением социального уровня населения имеющийся демографический потенциал будет реализован. Увеличивающееся число браков и рождений вели к росту коэффициента фертильности, который вырос по сравнению с 2001 годом с 1,2 до 1,6.
Однако, первое полугодие текущего года ознаменовалось началом снижения рождаемости. Что это – временное явление или наметившаяся тенденция снижения рождаемости, у которой уже нет шансов восстановиться? В пользу последнего говорят ряд факторов.
Во-первых, скоро в репродуктивный возраст вступит поколение 1990ых. И даже если это поколение будет заводить несколько больше детей чем нынешнее (во что верится с трудом), то уровень рождаемости все равно упадет. Потому что самого этого поколения мало. Его меньше чем предыдущего в полтора-два раза. Соответственно, даже нынешние 40-45 тысяч рождений, которые не обеспечивают репродукцию населения, будут казаться нам, чуть ли не несбыточной мечтой. При среднем сценарии развития, в Армении будут рождаться 30-35 тысяч детей. При этом, в силу объективных причин – стареет довольно многочисленное поколение – вырастет и смертность. Она, впрочем, она уже растет. То есть вполне вероятно, что уже в ближайшие 5 лет у Армении не будет естественного прироста. К слову сказать, сейчас он есть – на уровне 15-18 тысяч в год (0,5% населения). Однако естественный прирост обнуляется эмиграцией, которая в итоге приводит к механическому сокращению населения.
Негативный сценарий куда хуже. В год будет рождаться не более 25 тысяч детей, смертность составит около 30-35 тысяч. Плюс миграция, масштабы которой заставляют задуматься. Если в 1990-ые и в начале 2000-ых миграция была реально огромной и затронула примерно миллион человек, то уже с 2005 года наметилась обратная тенденция – в Армению больше приезжали, чем уезжали из нее. Эта тенденция имела место до 2007 года (включительно) и за этот период превышение числа въехавших в Армению граждан над выехавшими составило 37,5 тысяч человек. Однако, уже в 2008 ситуация в корне изменилась, и Армению покинули более 20 тысяч ее граждан. Еще больше уехавших было в следующем году. В целом за неполные три года страну покинули около 100 тысяч человек. Если подобные тенденции миграции продолжатся, то за 20 лет население Армении снизится до 2 млн. человек. При таком негативном сценарии, после прохождения определенного порога, Армения уже не сможет самостоятельно существовать – даже призывников будет реально не хватать.
Казалось бы, на этом можно закончить статью. Но необходимо обрисовать и иной сценарий. Нужно постараться честно ответить на вопрос – есть ли у Армении и армянства реальный потенциал демографического восстановления. При оценке этого сценария необходимо учесть, что на сегодняшний день, в стране сделано многое … наоборот тому, что следовало бы делать для спасения ситуации.
Например, сегодня в Армении растет возраст вступления в брак. Для девушек он уже составил 24 года, а для парней – 28. В 1980ые годы, эти цифры были меньше на 3-4 и 5-6 лет соответственно. Не углубляясь в причинно-следственные взаимосвязи, отметим, что согласно мнению демографов увеличение возраста вступления в брак, приводит к снижению рождаемости. Брак же напрямую связан с социализацией. Если в СССР юноши и девушки заканчивали школу в 16 лет, то в нынешней Армении принявшей Болонскую систему образования – в 18. При этом, в институте реально учатся уже не 5 лет, а 6, так как бакалавры не котируются, ни на рынке труда, ни с точки зрения имиджа – для чего, собственно, диплом и нужен многим студентам. У парней еще два года уходит на службу в армии. Таким образом, налицо затянутая социализация, которая и приводит к увеличению возраста вступления в брак, и к снижению рождаемости.
Для реализации программы восстановления демографии страны, и по сути – спасения Армении как таковой необходимо очень многое поменять в нашей стране. Необходимо дать людям уверенность в завтрашнем дне, уверенность в том, что государство не обманет, не бросит, как не раз бывало в прошлом, и продолжается в настоящем. За примерами далеко ходить не нужно, достаточно вспомнить выселенных жителей Еревана, на месте домов которых построили новые многоэтажки, и свежий пример – со снесенными «будками», у многих владельцев которых были действующие договора с мэрией. Это, однако, их не спасло. Создается впечатление, что некие круги в правительстве Армении слишком усердно прислушиваются к советам Всемирного Банка. Вкратце суть программы такова: обнищавшее население будет работать за меньшие деньги, что, создав дешевые рабочие руки, привлечет в Армению международные корпорации, а это, должно увеличить производство.
В реальности эта программа действительно ведет к обнищанию населения … однако, в отличие от чилийцев времен Пиночета и его «чикагских мальчиков», гражданам Армении есть куда уезжать – и они уезжают. Люди просто уезжают потеряв всякое доверие и уважение к своей стране и своей государственности Таким образом, мы получаем нищающее и сокращающееся в численности население. Каков будет итог – просчитать не трудно.
Что может помочь изменить ситуацию? Повысить уровень рождаемости могли бы программы поддержки молодых семей. Речь не только о денежных выплатах, но и программах предоставления жилья, обеспечения работой и пр. Многое из перечисленного включено в начатые недавно правительственные программы, однако, в реальности они действуют неэффективно. Не многие молодые семьи могут заплатить первый взнос, и выплачивать проценты даже льготной ипотеки.
Исключительную важность, при разговоре о демографии Армении приобретает миграция. Чтоб иметь шанс восстановить демографические показатели, необходимо резкое сокращение миграции из Армении и обеспечение определенного ежегодного притока молодежи из диаспоры. Только в этих условиях, при превышении иммиграции над эмиграцией на 20 тысяч в год (как это было в 2007 году), и соблюдении еще ряда условий, в Армении может начаться демографическое восстановление. Каковы эти условия? Реальная поддержка села, госгарантии крестьянам – люди должны быть уверенны, что смогут продать урожай по определенной цене, что если град сгубит урожай, государство компенсирует потери, хотя бы частично. Хотя правильно было бы всего лишь восстановить противоградную систему, которая существовала во времена АрмССР. Необходимо выдавать действительно льготные кредиты, чтоб крестьянин мог его реально погасить, а не оказался в кабале, как это происходит на сегодня.
Здесь отпадает вопрос трудоустройства – в селах Армении работы хватает. Необходимо восстанавливать пищевую промышленность, которая будет работать на местном сырье, это даст работу жителям городов. Хотелось бы подчеркнуть, что мы сейчас не говорим о том, что в Армении необходимо открыть заводы, на которых будут работать по 20 тысяч человек. Конечно, было бы не плохо, но – не реально. Мы говорим о реальных программах, которые все еще возможно осуществить. Необходимо по максимуму реализовывать программу замещения импорта на местном рынке, что сократит отрицательное сальдо торгового баланса и даст местным предпринимателям рынок сбыта, что позволит увеличить производство. Конечно речь не об автопроме, но как пример можно привести ту же текстильную промышленность. Программа демографического восстановления не может существовать сама по себе, людям нужна работа, и все это осознают. Поэтому программа может быть только комплексной, и включать как социальный блок, так и экономический.
Насколько реален подобный сценарий? В нынешней Армении в него верится с трудом. Как и во всех странах постсоветского пространства в Армении сформировалась система власти «временщиков». Все чиновники, от низшего до высшего уровня понимают – у власти они временно, необходимо урвать побольше пока есть возможность. Такая система не заинтересована, и вообще не может иметь представления, о каких-либо стратегических долгосрочных государственных программах – в сфере демографии в том числе. Временщики, и связанный с ними бизнес, боятся потерять все нажитое во время смены власти, и потому давно уже готовят себе тылы за рубежом. Подчеркну, что это общая болезнь пост-советских элит, а другой, более цивилизованной системы допускающей смену власти, но исключающий передел собственности, в Армении пока нет. Поэтому, разработка и реализации подобной демографической программы в данных условиях кажется маловероятной.
Сама же программа демографического восстановления Армении, хотя и трудно реализуема, но тем не менее – имеет шансы стать реальностью. Пока что потенциал для исправления ситуации есть.
«Армения с Кавказом ничего общего не имеет» или «пожалуйста, не бейте, мы не кавказцы»
18:41 | На вашей (возможно - второй) родине, которая находится не на Армянском нагорье и не на Кавказе, в «группу ненависти» попадают как «кавказцы»...
Более 110 необеспеченных армянских семей получат от правительства помощь к Новому году
12:36 | Правительство Армении приняло в четверг решение предоставить около 116 тысячам необеспеченных семей предновогоднюю помощь в качестве социаль...
Обвиняемый в отмывании денег меценат из США Нарек Артунян уже на свободе и завтра даст пояснения СМИ
16:51 | Ранее были освобождены также арестованные вместе с Артуняном замдиректора GH Storage Enterprise Ани Мнацаканян и бухгалтер компании Артур Га...
Иран настаивает на том, что у Азербайджана нет доли в обнаруженном в Каспийском море новом газорождении
14:23 | У Азербайджанской Республики нет никакой доли в обнаруженном в Каспийском море новом газорождении. С таким заявлением выступила Национальна...
Recent Comments