Мэтью Брайза: «Мы надеемся, что до президентских выборов в Армении можно будет достичь устного согл

Интервью заместителя помощника госсекретаря США, американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы армянскому агентству «Медиамакс».

- Как вы оцениваете уходящий год с точки зрения урегулирования карабахского конфликта? Стороны приблизились к миру, или в этом году не было отмечено значительных сближений позиций? В чем было характерное отличие этого года?

- Посредники добились значительного прогресса на переговорах в течение 2007 года. Несмотря на то, что президенты Армении и Азербайджана не пришли к согласию в июне в Санкт-Петербурге, после этого сторонам удалось сократить число вопросов, по которым у них остаются разногласия. Сопредседатели неоднократно посещали регион и работали с двумя президентами над усовершенствованием базовых принципов урегулирования конфликта.

- На встрече в Мадриде вы представили сторонам дополнения относительно тех вопросов, вокруг которых остаются разногласия и дали понять, что новых дополнений не будет. Значит ли это, что если стороны не договорятся вокруг существующих принципов, «Пражский процесс» прекратит свое существование?

- В Мадриде министры Лавров и Кушнер и заместитель госсекретаря Барнс передали своим коллегам из Армении и Азербайджана последнюю редакцию базовых принципов. Этот проект содержит предложения по преодолению разногласий Армении и Азербайджана по небольшому числу вопросов. Встреча в Мадриде дала возможность продемонстрировать политическую поддержку усилиям сопредседателей со стороны Москвы, Парижа и Вашингтона.

Мы планируем посетить регион в середине января 2008 года, чтобы ознакомиться с реакцией президентов Кочаряна и Алиева на последние предложения. Сопредседатели надеются, что президенты достигнут устной договоренности относительно данного документа до президентских выборов в Армении. Достижение такого устного соглашения даст возможность начать переговоры о мирном соглашении, которое будет основано на базовых принципах.

Что касается «Пражского процесса», то под ним мы подразумеваем возобновление переговоров в 2004 году после достаточно долгого простоя. Весной 2004 года встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана, начало которым было положено в Праге, переросли в прямые переговоры президентов двух стран. Другими словами, «Пражский процесс» вышел на новый уровень, в результате чего в переговорный процесс были внедрены новые идеи. Базовые принципы, предложенные сторонам в Мадриде, являются продуктом этих усиленных переговоров между президентами.

- Больше года назад, в сентябре 2006 года, вы говорили в интервью нашему агентству: «очевидным является тот факт, что ни одна из сторон не соглашается с базовыми принципами, одни говорят, что “у нас есть проблемы с этими принципами”, другие говорят, что “мы согласны с ними в принципе, но у нас есть несколько небольших изменений”». Можно ли говорить о том, что эта ситуация не претерпела каких-либо концептуальных изменений?

- Предложенные в Мадриде базовые принципы можно рассматривать как итог последних трех лет переговоров. Базовые принципы, которые мы имеем сегодня, не идентичны тем, с которых мы начинали. Базовый концептуальный формат остается почти без изменений, но за последние 3 года, в различные отрезки времени, возникали новые идеи и новые подходы. Некоторые из изменений, учтенных посредниками, являются значительными и стали результатом важных компромиссов с обоих сторон.

- Один из ключевых принципов урегулирования все еще связан с проведением референдума в Нагорном Карабахе? Вы верите, что Азербайджан искренне готов согласиться с идеей референдума?

- Посредники призвали официальные лица и СМИ воздержаться от описания последних формулировок базовых принципов до тех пор, пока президенты не рассмотрели особенности предложения.

- В том же интервью вы говорили, что когда между сторонами будет восстановлена определенная степень доверия, тогда будет реалистично говорить о возвращении Кельбаджара Азербайджану в обмен на такие элементы, как референдум в Нагорном Карабахе. Вы не думаете, что с учетом отсутствия доверия такая формула не будет работать?

- Доверие между сторонами очень важно. Именно поэтому устное соглашение о базовых принципах станет большим шагом вперед. Как только стороны возьмут на себя обязательство мирного урегулирования путем одобрения базовых принципов, станет легче реализовывать меры по повышению доверия с целью подготовки народов к миру. Руководители обеих стран обладают властью, чтобы повернуть порочный круг недоверия и трансформировать его в «круг доверия», основанный на взаимном уважении и доверии.

- Посредники многократно говорили, что имеющееся предложение является сбалансированным и справедливым и для его принятия сторонам необходимо проявить политическую волю. Что, на ваш взгляд, мешает Кочаряну и Алиеву проявить эту самую политическую волю? Не считаете ли вы, что два лидера просто не доверяют друг другу, и в этих условиях сложно ожидать от них готовности к компромиссам?

- Президенты должны сами быть убеждены в том в том, что предложение посредников сулит реальные выгоды и отвечает национальным интересам их стран. Когда каждый из президентов признает, что он и его коллега дошли до конечной черты в поиске уступок, им предстоит решающий выбор - согласиться с лежащим на строе справедливым компромиссом, или начать с нуля с риском возникновения вооруженного конфликта? Мы надеемся, что президенты выберут базовые принципы, которые очерчивают контуры справедливого и долговременного урегулирования.

- В принятом в Мадриде заявлении, посредники призвали стороны воздерживаться от заявлений, допускающих вероятность военного решения карабахской конфликты. Между тем, в Армении никто не делает таких заявлений, зато министр обороны Азербайджана заявил недавно, что «вероятность возобновления войны составляет 100 процентов». Вам не кажется, что пришло время однозначно и недвусмысленно осудить подобные заявления Азербайджана, которые не могут не отражаться на желании армянской стороны идти на компромиссы?

- Посредники подтверждают свой призыв к обеим сторонам - готовить свои народы к миру и к неизбежным компромиссам. Мы также призываем обе стороны отказаться от воинственной риторики. К счастью, президенты Армении, Азербайджана, а также стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ понимают, что новая война станет катастрофой для всего региона.

- Насколько велика вероятность того, что если президентом в Армении будет избран действующий премьер-министр, а в Азербайджане будут переизбран Ильхам Алиев, то переговоры будут продолжены с той точки, на которой они находятся сегодня?

- Существующий набор идей представляет собой единственный логичный и осуществимый путь достижения мирного урегулирования конфликта. Кажется, обе стороны признают эту реальность, и мы надеемся, что президентские выборы в обеих странах не нанесут вреда переговорам.

- Вы все еще верите в то, что Алиев и Кочарян смогут договориться о базовых принципах урегулирования до президентских выборов в Армении?

- Мы надеемся, что до президентских выборов в Армении можно будет достичь устного, или, как мы еще говорим, джентльменского соглашения.

- Американская администрация дала положительную оценку парламентским выборам в Армении, состоявшимся в мае этого года. Каковы ваши ожидания от предстоящих президентских выборов и какую роль будут играть эти выборы для будущего американо-армянских отношений?

- Предстоящие выборы являются важным моментом в переходе Армении к демократии, поскольку предоставят возможность усилить и объединить достижения в сфере политических свобод и гражданских прав. Всегда есть место для улучшения, и мы надеемся, что правительство воспользуется этой возможностью и проведет самые свободные и самые справедливые выборы в истории Армении. Кроме всего прочего, это означает обеспечение условий для свободной и не подверженной цензуре прессе. Мы думаем, что правительство Армении признает свой интерес в проведении свободных и справедливых выборов и приветствуем решение пригласить наблюдателей от ОБСЕ.

© 
постоянный адрес: http://www.miacum.ru/gazeta/2007/12/26/326881
Миацум.Ру