Турция готовится к вторжению в Ирак

Ситуация на Ближнем и Среднем Востоке радикально меняется
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что власти страны готовы заплатить любую цену за вторжение своих военных в северные районы Ирака для нанесения удара по курдским боевикам. По словам Эрдогана, если "иракская сторона и американцы не смогут нейтрализовать боевиков Курдской рабочей партии, скрывающихся в горах Кандиль на территории Ирака, турецкие военные начнут действовать".

Решение, которое санкционировало бы ввод турецких войск в Северный Ирак в течение ближайшего года, должно быть принято турецким парламентом уже на этой неделе, и наверняка оно будет положительным. Однако практические шаги турецкого руководства, как представляется, будут определяться не только оперативной обстановкой на севере Ирака и в юго-восточных районах самой Турции, а еще и более глобальными геополитическими раскладами.

Широкомасштабная военная кампания США против Ирака коренным образом поменяла ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке, дав импульс к постепенному размыванию существовавших еще со времен "холодной войны" военно-политических союзов. Имеется также тенденция к образованию новых, пока – тактических, но совершенно немыслимых раньше геополитических альянсов.

   Наиболее заметными "трендами" являются политика США, направленная в конечном итоге на расчленение Ирака с образованием в северных районах этой страны независимого курдского государства, а также наметившееся турецко-иранское сближение. 


Внутриполитический конфликт между Демократической партией Курдистана (ДПК) и Патриотическим Союзом Курдистана (ПСК) в середине 1990-х годов поставил Иракский Курдистан на грань политической и экономической катастрофы и привел к полному параличу региональных органов власти. Начиная с Вашингтонского перемирия (сентябрь 1998 года), американцы вложили немало сил и средств в урегулирование межпартийных и межплеменных распрей внутри курдской автономии, в результате чего в мае 2006 года в Иракском Курдистане было сформировано единое правительство. До этого момента в крае существовала фактически ситуация двоевластия – провинциями Эрбиль и Дохук управляла ДПК, а провинцией Сулеймания руководил ПСК (лидер этой организации Дж. Табалани в настоящее время является номинальным президентом Ирака).

Традиционной политикой сопредельных стран, и прежде всего Турции, в "курдском вопросе" являлась выборочная поддержка курдских племенных группировок за пределами национальных границ (прежде всего – в Ираке) при одновременном подавлении гражданских прав и ассимиляции курдского населения на территории самой Турции (а это, по оценкам, более 20 млн. человек). По словам бывшего замминистра иностранных дел Тутрции О. Санберка, "Турция в Ираке имела свои интересы задолго до того, как США оккупировали территории Ирака". Однако последовательное укрепление американцев в нефтеносном Иракском Курдистане создает качественно новую ситуацию. Явное усиление курдской автономии, в том числе и военное, все больше воодушевляет курдов в самой Турции и в других сопредельных странах – Иране и Сирии. Неслучайно в этом отношении заявление посла Ирана в Анкаре Фируза Даулатабади. Еще в апреле 2006 года он заявил, что у Турции, Ирана и Сирии есть общие грани соприкосновения, так как во всех этих странах имеется большое курдское население, которое сепаратистки настроенные силы хотели бы сделать частью независимого курдского государства. Иранский посол призвал эти страны выработать совместную политику по курдскому вопросу, заявив, что, если Анкара, Тегеран и Дамаск не сделают этого в силу каких-либо разногласий по этому вопросу, то США "воспользуются ими, чтобы вклиниться между странами", и "отрежут от нас куски для создания курдского государства".

Судя по некоторым данным, такое взаимодействие уже имеет место – подразделения иранской и турецкой армий ведут совместную работу в целях противодействия курдским отрядам. В свою очередь, планы США по дестабилизации внутренней ситуации в Иране могут быть связаны прежде всего с проживающими на его территории национальными меньшинствами - белуждами, арабами и курдами. После ареста и заключения под стражу в 1999 году лидера Рабочей Партии Курдистана А. Оджалана часть активистов этой партии была заброшена в Иран, где впоследствии был сформирован иранский филиал РПК, или Партия свободной жизни Курдистана (ПСЖК). Любопытно, что одним из источников финансирования этой группировки некоторые западные обозреватели (например, известный Сеймур Херш) называют США и Израиль, "опасающиеся иранских ядерных амбиций и угроз президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада "стереть Израиль с географической карты". В 2006 – 2007 годах количество столкновений боевиков ПСЖК с подразделениями иранской армии и полиции существенно возросло, и можно не сомневаться, что головной боли у Тегерана прибавится еще больше, если в Иракском Курдистане будет создана полноформатная американская военная база – соответствующие планы существуют. В то же время ПСЖК сохраняет также тесные связи с РПК, которая по-прежнему ведет диверсионно-террористическую войну в Турецком Курдистане. Отношения Анкары с другим противником США в регионе – Дамаском – также в целом нормализованы.

Таким образом, общие угрозы объективно подталкивают союзника США по НАТО – Турцию – к совместным действиям с Ираном и Сирией. Ранее, в середине 1990-х годов, в период наибольшего размаха курдского движения в Турции, Тегеран относился к членам РПК более чем лояльно, специально создавая проблемы для союзника США – кемалистской Турции, но сейчас ситуация, похоже, меняется, и притом меняется принципиально. Это не может не вызывать серьезной обеспокоенности в США.

   Формальным поводом к очередной размолвке Анкары с Вашингтоном стало принятие внешнеполитическим комитетом Палаты представителей американского Конгресса 106-й резолюции, осуждающей геноцид армян 1915 года. 


Однако разногласия накапливались давно, а вопрос осуждения трагедии 92-летней давности имеет долгую самостоятельную историю. Более того, принятие такой резолюции не является чем-то принципиально новым. Однако качественно новым фактором стало изменение позиций влиятельных еврейских лоббистских организаций США, которые до сих пор в течение нескольких лет консолидировано выступали против принятия такого документа (не является ли это следствием турецко-иранского и турецко-арабского сближения?). Так, еще 21 августа Антидиффамационная лига (международная организация, созданная в США) объявила о том, что признает убийство 1,5 миллиона армян в 1915 году геноцидом. Национальный директор АДЛ Абрахам Фоксман заявил о том, что такое решение он принял после обсуждения данного вопроса с историками и нобелевским лауреатом Эли Визелем. Это вызвало нервную реакцию президента Турции А. Гюля, который в ходе своего последнего визита в Израиль долго и, видимо, безуспешно уговаривал его руководителей повлиять на лидеров американских еврейских организаций в "правильном" направлении.

Обратим внимание еще и на следующий факт. Формально правящая администрация Дж. Буша-младшего выступает против принятия Палатой представителей резолюции, осуждающей геноцид армян. Однако обращает на себя внимание выступление научного сотрудника республиканского Фонда Наследие Ариэля Коэна. В эфире российского телеканала "Вести" 12 октября он буквально обрушился с критикой на действующее турецкое руководство: "…пока у Турции было светское правительство, пока отношения с Вашингтоном были очень теплые, все было хорошо, и администрация лоббировала против такой резолюции. Теперь же, когда Турция непонятно в какую сторону поворачивается – то ли в сторону исламского Ближнего Востока, то ли в сторону Евразии, или в сторону Ирана, может быть... но вот этой бывшей, основанной еще на совпадении интересов времен еще холодной войны (против Советского Союза вместе дружили) – этой дружбы уже нет. И Турция очень ксенофобская стала, там, вы помните, недавно был убит армянский редактор, турецкий гражданин. Не пропустили американские войска в 2003 году, идущие на операции в Ирак, - это все как бы откладывалось, на это наслаивается лоббирование армян, и вот вам результат".

Согласимся, сказано более чем откровенно.

   Видимо, недовольство Анкарой растет не только в демократической, но и в республиканской части американского истеблишмента.


Безусловно, за океаном четко улавливают изменения в общественных настроениях, политическом и экспертном сообществе, в СМИ Турции. Если еще 10-12 лет назад большинство турок выступали против Тегерана из-за его поддержки "курдских террористов" и возмущались убийствами светских турецких общественных деятелей, которые приписывались проиранским исламистским группировкам, то теперь дело обстоит с точностью до наоборот: Иран представляется большинству турок дружественной страной, ведущей борьбу против РПК не на словах, а на деле, а американцы – лицемерными "союзниками", заявляющими о своей поддержке Анкары только на словах.

Трудно прогнозировать, к чему может привести в конечном итоге ухудшение американо-турецких отношений. Можно вспомнить, например, планы США по глобальной перекройке всех региональных границ – соответствующая карта была опубликована в авторитетном военном журнале в июне прошлого года. Юго-восточные вилайеты нынешней Турции, согласно этой карте, закрашены в цвета "Великого Курдистана"...

Военная акция Турции в Северном Ираке может послужить запалом для более масштабного регионального конфликта. Представляется, что первоочередной задачей российской дипломатии на южном направлении является недопущение такого конфликта, а также содействие в нормализации непростых турецко-армянских и турецко-курдских отношений. Турция, равно как и Иран, является важным торгово-экономическим партнером России. Наметившееся российско-турецкое и российско-иранское сближение объективно повышает экономическую значимость Армении для России – республика могла бы стать связующим звеном для российских компаний с Ираном и Турцией. Однако реализация экономических проектов станет совершенно невозможной в ситуации "управляемого хаоса", который рискует очень быстро стать неуправляемым.

Андрей Арешев
Специально для Столетия
17 октября 2007 | 11:49


"Столетие"

рубрики: Политика