Армянский национальный костюм - это образ армянина, армянского народа, который мы рисуем внутри армянского общества, в соответствии с которым представляем себя за рубежом. Представление нации во внешнем мире формирует восприятие народа и как следствие отношение к нему внешней среды. Внутри же страны, народа, этот образ дает ответ на глубинные вопросы «кто мы?», «какими были наши предки?», «чем жили наши предки?». Ответы на эти вопросы формируют понимание свого образа жизни, места в мире, общность своего народа, формируется соответствующий менталитет. То есть, при представлении образа нации внутри нее, происходит определенное программирование народа, задается поведенческий стереотип и самоощущение.
В этой связи необходимо отметить, что одним из ключевых элементов образа нации является визуальный ряд, создаваемый национальным костюмом, национальными танцами. Остановимся на этом элементе подробнее и попытаемся ответить на вопрос «что есть национальный костюм?».
Давид Сасунский, герой армянского народного эпоса. Памятник в Ереване
Костюм отражает образ жизни народа, то кем народ является по своей сути. По костюму можно судить о климатической, географической среде, уровне социального и экономического развития, религиозной принадлежности народа. Также, можно судить об образе жизни народа, о том, с чем люди сталкивались в своей повседневной жизни, кем являлись по своей сути. Как пример, можно привести оружие являющиеся у некоторых народов частью национального костюма. В армянском национальном костюме оружие повсеместно являлось частью костюма, причины этого явления и дальнейших метаморфоз будут рассмотрены ниже.
Оружие в национальном костюме армян, имело глубокий смысл и играло не столько роль в обеспечении личной безопасности, сколько являлось частью военной системы армянского государства. Примечательно, что история армянского народа начинается с войны, и с победы. Согласно преданию, Айк - прародитель не подчинился тирану Белу и взяв в руки оружие вывел свой народ на бой в котором одержал победу.
Памятник Айку – прародителю в Ереване
Как известно, в армянском языке слова «человек», «мужчина» и слово «воин» (mard и martik) имеют один корень. И у этого явления есть исторические корни. Известно, что в древней Армении существовала особая система организации воинства. Каждый мужчина, считался и являлся воином, и в любой момент мог быть призван на воинскую службу. Ополчение из лиц не дворянского сословия называлась «Ашхаразор», что в переводе на русский звучит как «Мирское войско».
Изображение армянского князя, 12 век, село Ариндж
Мужчины – свободные люди, имеющие право на ношение оружия, должны были всегда иметь его при себе, и по световому либо звуковому сигналу прибыть на заранее определенное место сбора. Стоит отметить, что эта система сохранилась в горных районах Армении, вплоть до 19-20 веков. Хорошо известны факты сборов, проводимых меликами в сигнахах – укрепрайонах на которые в 17-18 веках Арцах был разделен армянскими феодалами. Система была довольно эффективна, что и позволяло армянскому воинству Арцаха побеждать вторгавшиеся в Армению османские войска, имеющие многократное, а порой и десятикратное преимущество в численности.
На сборах военачальники проверяли боеготовность оружия и бойцов, в исторических описаниях упоминаются наказания крестьян прибывших на сборы с ненадлежащим вооружением.
Армянские всадники, Муш, Аракелоц Ванк, барельеф 1134 года
Во времена, когда армянская государственность существовала на всей территории Армении, эта система работала по всей стране - от Арцаха и Утика до Вана и Сасуна. Соответственно и национальный костюм того времени имел больше общих черт по всей Армении. Одной из них было ношение оружия, которое было тогда распрастраненно по всей стране. На дошедших до нас изображениях IV-VIII веков запечатлены люди в одежде очень близкой той, которая известна нам как «чоха» (или «чуха») и сохранилась, как часть национального армянского костюма в горах Арцаха, Сюника и Лори, вплоть до 20 века. Примечательно, что подобные изображения зафиксировали армянский национальный костюм как в восточной, так и в западной части страны.
Армянский костюм, барельеф IV-VIII веков, Ариндж.
Тем не менее, до нашего времени армянский национальный костюм дошел с различиями по регионам Армении. Метаморфозы костюма были связанны со многими причинами - это различные климатические условия, разные соседи с которыми имелся культурный обмен, различный уровень экономического и социального развития и т.п. Но были причины и иного рода.
После того, как на части территории Армении, армянская государственность была утеряна, там метаморфозы армянского костюма носили другой характер. Во-первых, в этих регионах имело место сильное влияние чужеродного элемента на костюм армян, при том, что существовал, значительно более слабый, обратный процесс. Однако, если и это влияние можно счиатать в какой-то степени естественным, то следует отметить, что имели место и осознанные действия завоевателей – речь идет об османских турках, которые на высшем уровне уделяли внимание костюму коренного населения завоеванных стран. Так, специальный указ султана запрещал армянам ношение оружия в Османской империи.
Армянский полководец. Киликия, 12-13 век
Естественно, что это решение было не случайным и носило не только военный характер, связанный с возможностью применения носимого оружия. Известно, что можно дать разрешение на ношение оружия запаянного в ножны и т.п. как это позже практиковлось на Кавказе. Одновременно с запретом на ношение оружия армянам была воспрещенна служба в армии. По этим признакам мы можем определить политику османских властей, как осознанную и последовательную линию по демонтажу в сознании армянского народа образа мужчины-воина (mard-martika)
Последовательно армянам навязывалась мысль, что оружие - это потенциальный конфликт и его ношение –провокация и большой риск. В тоже время, не ношение оружия, вкупе с подчинением завоевателям, должно было дать ощущение безопасности - конечно же, ложное. Все мы, естественно, понимаем - в реальности все обстоит совсем наоборот – безоружное и лояльное населенение куда легче было уничтожить, что и показали события конца 19-го - начала 20-го века. Хотя были и более ранние примеры, которые будучи не столь массовыми не оставили такого глубокого следа в сознании народа.
Князь и воин. Ахтамар, барельеф 10-11 век
Навязываемое армянскому народу пораженческое мировоззрение, описанное выше, имело серьезные последствия в коллективном сознании народа. Так, даже сейчас, многие армяне считают, что если армянский национальный костюм вновь будет предствлен в своем исконном виде – с кинжалом на поясе, это приведет к новым опасностям. Многие, до сих пор, предпочитают выполнять указ османских султанов и считают, что образ армянского мужчиены и образ воина дожны быть разделены.
Следует отметить: несмотря на то, что османские власти последовательно проводили в жизнь свою политику по изменению сознания армянского народа, и демонтажу его боевой составляющей, полного успеха им достичь не удалось. Так, на значительной части территории Армении оказавшейся в границах Османской Империи, армяне игнорировали султанский указ и продолжали носить оружие. В частности, это регионы Сасуна, Шатаха, Шапин Карахисара, Зейтуна и некоторые другие. Это происходило благодаря консерватизму горцев и тому обстоятельству, что в горах легче было противостоять репрессивной машине османов.
Армянские горцы Зейтуна, 19 век
Не затрагивая известные всем события 19-го века, когда именно эти горные регионы были на острие поистине героической освободительной борьбы, укажем что и ранее именно в горах сохранялась полная либо частичная независимость и сохранялся опыт государственности. Эти процессы были взимосвязанны и представляли из себя замкнутую цепь, убрав одно из звеньев которой можно было нарушить всю систему. В частности природные условия, менталитет населения, и имеющийся опыт государственности являлись компонентами, поддерживающими друг друга в этой цепи.
Здесь же нельзя не отметить, известный факт, что в ряде регионов Армении - Арцахе, Сюнике, Лори и других не было власти Османской Империи, а все попытки последней подчинить эти горные регионы заканчивались военными поражениями турок. Более того, армянские феодалы Арцаха были кровно заинтересованны в поддержании боевого духа армянского народа, хотя бы на территории их феодальных владений, так как именно этот народ и являлся их военной силой, обеспечивающей их независимость.
Армянский доброволец, 1828 год
Таким образом, можно подытожить, что чужеродное воздействие на армянский народ, проявляющееся в том числе в воздействии на костюм, отличалось по регионам Армении. В результате и метаморфозы костюма были сильнее в одних регионах и практически не затронули другие. Примечательно, что например в Арцахе и прилегающих к нему территориях происходили обратные процессы: здесь пришельцы были выужденны носить армянский костюм чтоб избежать смерти в условиях непрекращающихся военых конфликтов. Приведем небольшую цитату из «Меликств Хамсы» Раффи:
«И поскольку армяне безжалостно убивали захваченных пленных, тюрки Карабаха даже стали носить армянскую одежду. Этими набегами руководили Дали-Махраса (вардапет Аваг), Тюли-Арзуман и шушинский ювелир Мелкум. Они полностью перекрыли ущелье реки Тартар».
Армянский костюм, Сюник, Арцах, 19 век.
Тем не менее, следует признать, что во многих регионах Армении происходили обратные процессы и оружие в этих регионах было изъято из повседневной одежды. Был запущен процесс демонтажа армянского народа, и самоощущения армянина, распространялись пораженческие нелогичные мыслеформы, о которых говорилось выше.
После трагических событий конца 19-го - начала 20-го веков многие процессы стали получать более яркую окраску. Так, стало возрождаться и выпестовывавться понятие «армянин-воин». Понятие «ариуцьюн» (мужество) поднятое Гарегином Нжде стало стержнем освободительной борьбы армянского народа в Горной Армении против чужеродной интервенции. Тем не менее, на другой стороне общества усилисись и поражнческие тенденции. Так, ввиду многих причин, некоторым силам с течением времени удалось легализовать в общеармянском поле костюм сформированный под чужеродным влиянием и османскими запретами.
Армяне сопровождают караван, 19 век
Это стало возможным благодаря тому, что большие массы населения были вынужденны бежать со своей родиной земли, малой родины, и оказалиь в Восточной Армении, где сразу стали основным населением Еревана. Наши соотечественники, вынужденные покинуть дома своих предков, наряду со многими положительными явлениями привнесли с собой и часть культуры, сформированной под влиянием Османской империи.
Этнотравма нанесенная геноцидом также во многом способствовала распространению пораженческого мировоззрения. Постепенно распространялось влияние от центра к окраинам и «безоружный костюм» стал навязываться и восприниматься в качестве общеармянского. Более того, позже и вовсе была выдвинута и стала тиражироваться ложная и пораженческая мыслеформа, что армяне якобы «никогда оружия не носили».
«Обезоруженные костюм», 19 век
Подспудно исконный армянский национальный костюм, сохранившийся к тому времени в горных регионах, стал переводиться на задний план, а затем и вовсе предпринимались попытки назвать его «не армянским». Хотя объективное описание костюма армянских горцев, например арцахцев, все еще встречается в различных исследованиях, в связи с чем приведем отрывок из эниклопедии «Народы России»:
«В конце 19 века одежда удин была аналогична одежде карабахских армян. У мужчин - чоха с газырями и широким вырезом на груди, под ней более короткий архалук, наглухо застёгнутый, со стоячим воротником, нательная рубаха гурат, штаны. Архалук подвязывали ремённым поясом с серебряными бляшками и кинжалом. На ногах - вязаные носки и обувь из сыромятной кожи (чарыхи), а также из более мягкой кожи (чусты и полусапожки). Головной убор - конусообразная овчинная папаха».
Однако, несмотря на многочисленные изображения, гравюры, фотографии и этнографические исследования, все еще жива тенденция, направленная на уничтожение армянского костюма мужчины-воина, сохранившегося в горных регионах. Естественно, что этот фактор формирует отношение армян к самим себе, мироощущение последующих поколений армян а также восприятие армян со стороны внешней среды.
Армянский горец. Западная Армения, Сасун, конец 19 - начало 20 века
Что интересно, турецкие запреты и навязанные мыслеформы «без оружия – безопасно, наличие оржия - опасно» в некоторых аспектах действуют до сих пор. Например, эти тенденции проявляются в армянских танцах.
Национальный танец, будучи самовыражением народа, является одним из символов формирующих образ нации. В частности, боевые армянские танцы стали танцевать без оружия, сначала в регионах сильнее других подверженных турецкой политике демонтажа армянского народа, и особенно воинской составляющей мировоззрения армян, а после того, как завершился процесс, который можно назвать «внутриармянской глобализацией», эта теденция стала распространяться на всю Армению, и во многом на диаспору.
На данный момент существюет парадоксальная ситуация – армянские боевые танцы ярхушта, кочари и др. которые танцевали до или после битвы продолжают исполняться без оружия. При этом, в Армении существуют народные сказания и легенды связанные с оружием в национальном костюме, и его утерей.
В частности интересна легенда, которая повествует о так называемом большом армянском кинжале. Как гласит предание, у армян было три кинжала очень больших размеров, изготовленных специально для древних ритуалов. Один — боевой, богато отделанный золотом, использовался во время похорон. Когда князья и цари армянских династий умирали, боевой кинжал клали в их ногах как символ доблести и отваги усопших. Сегодня эта реликвия хранится в ереванском музее. Второй кинжал был бутафорским, изготовленным из обычной жести. Применялся он на торжественных церковных церемониях, великих армянских праздниках. В настоящее время оружие покоится в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Е. Д. Фелицына. Третий предназначался для ритуальных единоборств. Когда армянское войско выходило на бой с врагом, по традиции между собой должны были сразиться два воина — по одному от каждого лагеря. Поединок отважных ратоборцев происходил с помощью этого кинжала. Во время одной из битв третий кинжал был утерян. Вполне возможно, именно он и находится сейчас в арсенале кубанского коллекционера, купившего его совершенно случайно в Иране. При чистке оружия на клинке проступили армянские надписи.
Армянский кинжал, 19 век
Здесь важно отметить, что в народном сознании потеря традиционного боевого кинжала связывалась с дальнейшими поражениями и трагедиями в истории армянского народа.
О роли оружия в армянском мужском костюме можно судить и по свадебным обрядам:
«Из современной свадьбы практически исчезли старинные обряды одевания и бритья жениха, которые проходили обычно в торжественной обстановке и сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Во время одевания жених сидел в окружении дружек, рядом с ним находился песахпер, за церемонией наблюдало множество односельчан. Прежде всего одежда жениха, его шапка, кинжал, а также подготовленный стороной жениха свадебный наряд невесты освящал священник. Затем, высоко поднимая для всеобщего обозрения каждый предмет свадебного костюма, кавор одевал жениха.
Обряд сопровождался песнями дружек, шутками и розыгрышами. Обязательным элементом свадебного костюма жениха в Восточной Армении была чуха, а в Западной — ишлик или салта, традиционная верхняя одежда, расшитая на груди шелком».
Армянская свадьба, 19 век
После всего вышеизложенного можно подытожить и утверждать следующее:
Оружие в армянском национальном костюме существует с древнейших времен, имеет глубокие традиции, а его существование было связанно, в том числе и с особой организацией воинства в армянском государстве. В дальнейшем, в некоторых регионах Армении, ввиду осознанной и целенаправленной политики захватчиков, оружие начало вытесняться из национального костюма армян. И в тоже время, во многих регионах Армении, сохранивших армянскую государственность, оружие оставалось именно как часть повседневного армянского национального костюма.
На данный момент в сознании многих армян все еще существует «блок» или запрет, установленный террором османских властей. Эти люди, тиражируя свои комплексы, воспитывают следующие поколения армян в искаженном османами мировоззрении, в том числе и в регионах, в которых османы и иные завоеватели терпели неудачу. Итогом этих тенденций может стать парадоксальная ситуация – армяне сами, своими руками, демонтриуют воинскую составляющую менталитета своего народа, по всем регионам Армении.
Армяне. Западная Армения, конец 19 - начало 20 века
Следует обозначить вероятные последствия такой ситуации. Как уже говорилось выше, сохранение менталитета «мужчин-воинов» выраженное, в том числе в ношении холодного оружия, обеспечивало победы и сохранение государственности. Государственность же в свою очередь подпитывала и поддерживала этот воинский дух, о чем говорит хотя бы пример Сюника и Арцаха времен освободительной борьбы 18 века (государство Давид Бека, меликства Арцаха и др.).
Более того, именно армянские горцы были идеологами и лидерами освободительной борьбы 19 века, причем многие из них были горцами Арцаха, Сюника, Лори, прибывшие в Ван, Муш, Сасун и другие районы Армении для организации и помощи своим соотчественникам в героической борьбе против захватчиков. Во времена геноцида именно горцы оказали достойное сопротивление турецкой государственной машине в лице армии и полиции. Уже во время Сардарапатской битвы стало ясно, что именно горцы, выходцы из регионов в которых мужчины никогда не расставались с оружием, атаковали и увлекли за собой остальную часть армянства, став костяком вокруг которого аккумулировалась воинская доблесть армянского народа. В итоге армянские ополченцы разбили и погнали турецкую армию. На ключевых точках этой битвы атаковали и побеждали – под Сардарапатом 5-ый карабахский полк и зейтунцы, под Каракилисой – лорийские горцы и т.п.
Полк армянских добровольцев, 1916 год
Таким образом, практика показывает, что образ нации, который выражается в национальном костюме как ключевом элементе образа, является одним из слагаемых безопасности. Это вполне естественно, ведь то, как ощущает себя человек, кем он себя считает, во многом дает ему предпосылки к соотвествующим поступкам. При этом, следует иметь ввиду, что мировоззрение и коллективное сознание народа выражается в национальном костюме, но и костюм форимирует мировоззрение и стереотип поведения. То есть, можно утверждать, что изменение костюма ведет к изменению мировоззрения и дальнейшим изменениям в сознании, что хорошо видно на примере части армян, подвергшихся турецкому воздействию в этой сфере.
Сейчас же складывается ситуация, в которой армяне, зараженные вирусом пораженческих мыслеформ, проникают в информационное и культурное поле регионов, которые отстояли свою армянскую самобытность от всех захватчиков, но могут не устоять перед другими армянами, которые довольно агрессивно навязывают «свое» (а на деле турецкое) видение информационного образа армянского народа, того каким должен быть армянин, как он должен ощущать себя, и как его должны воспринимаь соседи.
Армянский костюм, Лорийцы, начало 19 века
Опасной является тенденция когда с помощью «обезоруженного костюма» в сознание армян вбивается мыслеформа что «армяне-народ строитель», «умный добрый народ» и т.п. но никак не «народ-воин». Более того, к образу народа-воина, например, северокавказских горцев воспитывается некое презрение, обосновываемое тем, что ношение оружия означает низкий уровень развития общества. Здесь следует отметить, что на Северном Кавказе горцы жили обособленно, и государственность у них проявлялась в городах, крепостях, или на равнине, а так же в периоды военного объеденения. В Армении же напротив, ввиду длительных внешних угроз и большей защищенности горных регионов, опыт государственности с древних времен сохранялся в горах, и именно горцы уже в Средние века и в Новое время явились носителями традиций армянской государственности.
Итогом вышеописанных процессов «обезоруживания» армянского костюма является то, что сами армяне отрекаются от военного наследия своих предков, что приводит к изменению сознания и естветвенно сказывается и в аспектах военной безопасности. Здесь важно отметить, что происходит изменение коллективного сознания армянского народа, формируется поведенческий шаблон, основой которого является деформированное, пораженческое сознание, что не может не настораживать. Тем более, что изменения эти изначально заложенны захватчикоми и имеют вполне определенные цели.
Сегодня армянский национальный костюм, в котором присутствует оружие и существовавшая, практичная одежда горцев, не редко вызывает отторжение среди определенной группы армян. При этом, у многих не вызывает отторжения обезоруженный «стилизованный» национальный костюм, зачастую являющийся плодом индивидуального подхода художественного руководителя того или иного коллектива. К сожалению, зачастую результат такой «стилизации» имеет мало общего с оригиналом, и порой бывает больше похож на балетный наряд.
Обезоружный костюм, 21 век
Как вывод из всего вышеизложенного можно сказать, что существует необходимость возрождения исконного армянского национально костюма, с его ключевым имеющим глубокие исторические корни элементом – холодным оружием (кинжалом). Это позволит сохранить то мировоззрение, благодаря которому армянская государственность на Армянском Нагорье не прекращалась даже в самые сложные периоды своей истрории. Влияние информационного образа нации и национального костюма как его части, на молодежь трудно переоценить. Визуальный ряд, который откладвается на подсознательном уровне еще в детстве, и четко связан с представлениями о себе и своих предках, формирует самоощущение народа в регионе и мире, создает соответствующий поведенческий шаблон. Настало время перечеркнуть запреты османских властей, которые до сих пор существуют в умах некоторых слоев армянского народа, и в полной мере возродить армянский национальный костюм, сохранившийся в горных регионах Армении со всеми его неотъемлемыми элементами.
Статья основана на докладе сообщества «Miacum.Am», представленном на международной конференции, посвященной 20-летию карабахского освободительного движения, в здании Национального собрания Нагорно-Карабахской Республики, в мае 2008 года.
Глава Союза кинематографистов Армении: трагедия армянского кинематографа - отсутствие идеологии
22:29 | Государство не занимается кинематографом - оно само не знает, что заказывает....
Президент Армении поздравил президента США Барака Обаму с переизбранием на новый срок
22:17 | Барак Обама переизбран на новый срок...
Нагорно-Карабахская Республика продолжает участвовать в международной выставке вопреки протестам Азербайджана
20:24 | По требованию армянской делегации с выставки были сняты азербайджанские материалы антиармянского содержания. ...
В Ванадзоре продолжается программа благоустройства в многоквартирных домах
21:31 | Двухлетняя программа по ремонту многоквартирных домов...
Recent Comments