Памятник турецким зверствам в Сербии, г. Ниш Когда-то я это выкладывал в форуме OpenАрмения и на Armenia.ge, но сейчас не нахожу ни в одном.
«Башня черепов» или Челе-Кула ( от сербского Ћеле Кула) — расположен на западной окраине города.
Есть скорбный памятник турецким зверствам на Балканах. Который они сами и построили. Памятник этот зовется Челе Кула, или в переводе "Башня черепов". История этого памятника такова. В 1809 году во время одного из многочисленных восстаний сербов против турецкого ига 31 мая 1809 года произошло большое сражение между сербскими повстанцами под предводительством Мелоя Петровича и турецкой армией. Сербов было около 3-х тысяч, турков в пять раз больше. Когда сражение уже шло к финалу, один из сербов взорвал порховой склад. Все сербы погибли. По приказу нишского паши Хуршид-паши погибшие сербы были обезглавлены. Кожа, снятая с их черепов и набитая ватой, была отправлена в Стамбул, а из черепов построили башню, получившую впоследствии название Челе-Кула. Черепа были замурованы с внешней стороны в ячейках между кирпичами в 56 рядов, по 17 в каждом. Всего 952 черепа. Челе-Кула со временем обветшала, большинство черепов исчезло. Памятник этот стоит и по сей день.
Фотографии:
Очень интересное сообщение. Одна любопытная деталь в словосочетании "Челе Кула". Первое слово - славянизм (рус. чело), если слово правильно прочитано как "ч" (в турецком языке это "с" с хвостиком), а не как "к" (тогда читай "Келе-кула" и смотри ниже мой материал).
Обычай воздвижения башни из человеческих черепов был очень распространен в Средней Азии. Достаточно вспомнить картину Верещагина "Апофеоз войны". Последний случай зафиксирован летом 1849 года после взятия кокандскими войсками города Ура-Тюбе. Тогда по приказу кокандского главнокомандующего Мухаммад Дийара мингбаши было обезглавлено 770 или по другим данным 900 попавших в плен защитников Ура Тюбе, и из их голов сооружена "Калла-минара" ("минарет из голов"). Возможно его остатки или следы видел Верещагин, когда он посетил ту местность в 1866-68 гг. Турки заимствовали этот обычай у среднеазиатцев в монгольское время. Потому что создание Османской империи производилось по монгольской имперской кочевой модели, а не по классической иранской на которой основывалось государство их предшественников - Сельджуков Малой Азии. Подражать великим завоевателям монгольского типа (к ним можно вполне отнести и Тимура/Тамерлана) считалось вполне достойным делом. Поэтому защитников сербского редута и постигла такая страшная судьба в 1809 году. Ведь в глазах турецкого командующего они были изверги, "отморозки" (как сейчас любят выражаться), разрушители мира и спокойствия, благополучия и процветания самой богатой, блестящей, прекрасной и святой в мире империи. К тому же они были гяурами, "многобожниками" (по смыслу - это хуже, чем нехристи), которые обязательно попадут в ад и никогда - в рай. Сооружение галереи черепов считалось не только правильным поступком, но и богоугодным делом ("саваб" по терминологии Османской Империи). У Ивана Ивановича Бунина, еще видевшего своими глазами эту Империю, есть гениальное определение Стамбула - что-то вроде "последнего стана последнего кочевья". Он благодаря своему творческому методу узрел суть и основу этой империи. Точно так же, как Пушкин одной бесподобной поэтической строкой дал определение целому правлению Алексадра Первого ("Дней Александровых прекрасное начало"). Советую почаще обращаться к Бунину, у него правильное историческое видение многих стран и событий на Ближнем Востоке.
Кстати, по теме Сербии, раз уж она затронута. разрушенных сербских храмов в Косово за последние годы
©
|
|
|