Вступившая в силу с нового года четвертая часть Гражданского кодекса может заставить поменять название десятки тысяч российских компаний, пишет в четверг газета "Ведомости".
"Фирменные наименования в России впервые с 1927 года будут регулироваться отдельным законом. Он уже шокировал юристов. Так, статья 1473 новой главы ГК запрещает компаниям использовать в фирменных наименованиях официальные названия государств - как российского, так и иностранных - и даже производных от них", - цитирует издание РИА Новости.
С 1 января 2008 года в названия компаний нельзя включать официальные наименования федеральных и региональных органов госвласти, наименования международных организаций и общественных объединений, обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Раньше компании могли включать в название слова "Россия" и "Российская Федерация", уплатив пошлину в бюджет, а использование названий иностранных государств вообще не регулировалось.
"По новым нормам принадлежность к России смогут отражать в названии только компании, более 75% акций которых принадлежит государству. Такая планка может заставить сменить название даже "Аэрофлот - Российские авиалинии", в котором государству принадлежит лишь контрольный пакет", - пишет газета.
Руководство "Аэрофлота" намерено обратиться в правительство с просьбой оставить "российские авиалинии" в названии, сообщила "Ведомостям" представитель компании Ирина Данненберг.
"Аэрофлот" хоть и не имеет официального статуса "национальный перевозчик", но фактически им является, поясняет она. Тем более что "Аэрофлот" использует это словосочетание с разрешения правительства и платит за него пошлину. По мнению Данненберг, крупным компаниям могут разрешить использовать в названии слово "Россия".
На это надеются и в "дочке" швейцарской Nestle - компании "Нестле Россия", получившей разрешение использовать название страны в фирменном наименовании от правительства еще в 2006 году. Как говорит директор по корпоративным делам "Нестле Россия" Андрей Бадер, в международной практике использование названий государств в наименовании компаний не связано с принадлежностью пакета ее акций определенной стране.
Руководители компаний опасаются, что смена названия вызовет проблемы с клиентами, которым трудно будет объяснять, почему поменялось название.
При прямом толковании положений ГК в зону риска попадают и компании, указывающие в названии на иностранное происхождение, например "Дойче банк" или British American Tobacco, считает партнер компании Baker & McKenzie Евгений Ариевич.
До появления практики применения новой нормы неясно, что может быть признано производным словом, соглашается Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям British American Tobacco в России. А Ольга Подойницына, вице-президент группы "Дойче банк" в России, считает, что банка изменения закона не коснутся. Слово "дойче" в названии "Дойче банк" не является производным от ФРГ, официального названия Германии, объясняет она.
В четвертой главе ГК появился и запрет на использование одинаковых названий компаниями, занимающимися аналогичной деятельностью, пишет газета.
Раньше налоговые инспекции регистрировали под одинаковым названием компании разной организационной формы - например, ООО и ЗАО - даже просто при разном ИНН.
"По данным патентного поверенного Андрея Кудакова, в России существует, например, около 400 компаний "Березка" и более 2300 организаций, содержащих это слово в названии. Теперь право сохранить названия получат те, чьи данные были занесены в Единый государственный реестр юридических лиц раньше других", - пишет газета.
"Я ожидаю шквал исков в суды от компаний-тезок", - признается Кудаков. Некоторым своим клиентам он уже посоветовал сменить название на менее распространенное.
Как сообщил "Ведомостям" один из разработчиков четвертой главы ГК, попросивший об анонимности, нормы ГК в отношении фирменных наименований специально были сделаны жесткими, иначе их никто не стал бы соблюдать. По его мнению, строгость закона смягчается тем, что запретить "неправильное" название можно только через суд.
Специалисты опасаются, что новые требования к фирменным наименованиям позволят налоговым инспекторам создавать сложности для "нелюбимых" компаний. Получить комментарии в Федеральной налоговой службе изданию не удалось.