2007 - 11 - 12 00:46# 2074
Из книги М. Фарои «ВАВИЛОН ХРАМ ЭЗИДА ЭЗИДЫ»
Тбилиси. Издательство «Мерани-3» 2001. стр. 98.
Уважаемые читатели сайта www.miacum.ru предлагаю Вам главу из моего труда.
Дорогие читатели, если мной допущены ошибки, в описании канонических брачных традиций Эзидского народа, то будьте любезны укажите эти строки в моем тексте!
Вам, наверное, известно, что одним из курдских исторических источников, является рукопись, просвещенного курдского хана Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси, который жил в XVI веке.
Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси ”Шараф-наме” свидетельствует:
”Курды делятся на четыре группы, чей язык и обычаи различаются: первая - курманджи, вторая - лур, третья - калхор, четвертая - гуран”.
Итак, исходя из логики диалектики развития и формирования наций, и на основании свидетельства самого курдского хана Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси – можно констатировать, что именно эти четыре группы племенных конгломератов – сыграли роль, в сложении и формировании нынешней Курдской нации!
Следует отметить, что Эзиды, будучи, оставшись преданными религии Бога Эзида, на всем протяжении своего существования – не имели брачных союзов с другими нациями, народами или племенами (за исключением единичных, которые, как и их отпрыски, более не являлись - эзидами).
Из вышеописанных Шараф-ханом ибн Шамсаддином Бидлиси – народов и племенных конгломератов, Эзидам родственными, являются только лишь Курманджи – но не луры, заза, калхоры, гураны!
В тоже время Курманджи, явились главенствующими гено-фундаментом, в формировании современной курдской нации.
[b]Кастово-теократическое общество Эзидов.
Брачные традиции и каннонические союзы в нем.[/b]
Было сказано, что мы жители планеты Земля, живем в эру Смешения Рас и Народов. В период Эпохи Рыб (время правления сил Тьмы) свершились знаменательные события в Передней Азии – произошли явления двух религий - Христианства и Ислама, ставших впоследствии Мировыми. На протяжении всего времени распространения этих вероисповеданий шел также и процесс смешения рас и народов, принявших новоявленные религии.
Например, приверженцам Ислама браки разрешены с представителями любой национальности, исповедующими эту религию. Количество жен у последних не ограничивается одной, т.к. ”шариатом” дозволяется многоженство, к тому же с женщинами разных национальностей и рас. Из этого следует, что после арабского завоевания, у курманджей с принятием Ислама изменились традиции и обычаи, в частности брачные, и впоследствии определенную малую роль в этногенезиса курдской нации сыграли мусульманские народы: арабы, персы, азербайджанцы, турки и другие.
Также небольшую лепту внесли и христианские народы, т.к. курманджи, будучи последователями и Христианства, также заключали браки с их представителями.
О.Вильчевский: "Мы обратились к этим фактам не для того, чтобы в самой слабой степени особенности быта и психики тех племен, которые впоследствии в той или иной форме приняли участие в сложении нынешних курдов. Из этого не нужно конечно делать вывод, якобы курды или их потенциальные предки настолько консервативны, что упорно сохраняли старое, противясь всему новому ..."1
Конечно, поводом для подобного заключения ученого послужил изучаемый им жизненный уклад курдов, т.е. культура, традиции, обычаи и нравы, которые укоренились в быту после принятия их предками Христианства, Ислама и иных верований. Кроме того, теологические системы, религиозные философии, присущие новопринятым религиям, изменили их мировоззрение и мировосприятие, что, в свою очередь неизбежно сказалось на сознании народа, и эти обстоятельства отразились на психологии племен, ставших последователями тех религий.
Абсолютно противоположны им эзиды, которые придерживаются не только религии предков, но и ревностно соблюдают традиции и обычаи, идущие из глубокой древности.
"Сами езиды с гордостью заявляют, что у них запрещено "смешение крови". Шейхом может быть только сын шейха, эмиром только сын эмира и т.д. В этом отношении езидская община отличается от исмаилитской, которая не придает значения происхождению при назначении муллы."2
Общественный уклад эзидов - кастовый.
Это древнейшее деление народа было канонизировано и упорядоченно не на основе классов (согласно их социально-экономическому положению), а на теократическом принципе. Этническое общество эзидов - замкнутое, кастово-теократическое, где религия посредством канонических постановлений регламентирует каждый "шаг" эзида. Эзиды стремятся сохранять этническую однородность не только путем запрещения браков с иноверцами, но и запрещением браков между представителями разных каст. Переход из одной касты в другую путем брачного союза невозможен.
Прежде, чем мы поговорим об исконно-традиционных брачных союзах, давайте рассмотрим положения кастового деления эзидского народа, который объединен не только этнически, но и конфессиально (вероисповеданием).
Кастово-теократическое общество эзидов делится на три касты и состоит из двух сословий: духовенство (ruhanvкd - poaнвед) и миряне (mirоd - мырид).
Духовенство эзидов состоит из двух каст:
1. Шейхи (”Şкxanо”); 2. Пиры (”P’оranо”).
Звание священнослужителя в религии эзидов наследственно, т.е. предопределено рождением.
Миряне делятся на кавалов (qeval - это односторонне замкнутая группа духовных наставников-мирян, звание передается по рождению) и собственно мирян.
Духовенство эзидов в своих службах воздает хвалу Господу, и во славу Его произносятся посвященные Ему молитвы и гимны. По религии эзидов, никто из людей смертных не может служить Богу непосредственно! А потому, служение Богу у эзидских священнослужителей происходит через посредничество архангелов (melek) и ангелов (milyaket), в честь которых и называются их семьи-очаги.
”Вот, что говорится у г. Сиуффи о происхождении родоначальников касты шейхов: у Шейх-Адэ было четыре брата: Шейх-Абу-Бэкр, Шейх-Абд-эль Кадер, Шейх-Исмаил и Шейх-Абд-эль-Азиз. Последний, подобно остальным братьям своим, дал обет безбрачия и потому не имел потомства. Однажды он (Абд-эль-Азиз) зашел к Шейх-Адэ и увидел у него мальчика. ”Откуда этот ребенок?” спросил он. - ”Это мальчик, которого я создал для тебя ,” отвечал тот. Абд-эль-Азиз усыновил мальчика; последний впоследствии женился и из его потомства образовался первый разряд шейхов. Есть еще разряд шейхов, обязанных своим происхождением другим четырем братьям, а именно: Шейх-Шамс-Эддину, Шейх-Факр-Эддину, Шейх-Наср-Эддину и Шейх-Седжа-Эддину. Третий разряд шейхов происходит от Шейх-Синна или Шейх-Гассан-эль-Басри. Он не был женат и создал мальчика по имени Шараф-Эддин. Достигши физической зрелости, последний отказался от женитьбы: тогда Шейх-Синн создал другого сына и дал ему имя Ибрагим. Последний женился и от потомства его образовался род Ибрагимов, считающий своим родоначальником самого Шейх-Синна, так как он даровал жизнь их предку - Ибрагиму. Только его роду, представителем которого является современный наш эмир, Мирза-бей, разрешено учиться читать и писать. Из предыдущаго видно, что никто из этих святых мужей не вступил в брак, а между тем от них произошли все упомянутые разряды шейхов. Этот факт свершился сверхъестественным образом: каждый из них, подобно Адэ и Синну, созданы сами по себе и не рождены от женщины, через посредничество порочного брака. Для того, чтобы сохранить чистоту их расы, этим трем разрядам шейхов дано кастовое устройство и запрещены браки между лицами принадлежащими к разным разрядам шейхов.”3
Образование родоплеменных союзов шейхов произошло после проявления на земле воплощенных эманаций экспансий Совета-собрания Небесных Архангелов - ”Dоwana batinо” (”Совет-собрание сокровенный, непроявленный”)”. Земной же Совет-собрание называется ”Dоwana dоharо” (”Совет-собрание проявленный”), который состоял из: Ших Ади, шех Сина, шех Быкыра, шех Шамса, шех Фархе-дина, шех Сыджа-дина, шех Насре-дина.
Земной Совет-собрание - "Dоwana dоharо" называется также "Dоwana E'deba" (Совет Адаба). Глава этого совета - Ших Ади является проявленной экспансией Бога Ади.
Про главу земного Совета-собрания "Dоwana dоharо" - Ших Ади, в гимне "Qewlк Mкracengк"4 сказано:
32
Seydil Memedк K'ibоr go:
Şоx Adоo, wekо h'ukumк te h'ukumк Xwedкye?
Me nоşaneke r'astок te dibкye.
33
Şоx Adо xwe Xwedaye.
H'ucikк h'ulк Nыranоr'a,
Nоşan nоşan daye.
Pк Seydil Memedк K'ibоr ser'a daye.
34
Seydil Memedк K'ibоr go:
Şоx Adоo r'aste, h'ukumк te h'ukumк Xwedкye,
Зike te danоe nav me h'ede, sede, r'кye.
H 'erз'a kesк saxо neзe pкye,
Zibкnок milк wо bigrin bavкjine h'evsкye.
32
Наставник Мамад К'ыбир сказал:
Ших Адио, если могущество твое - могущество Бога,
Можешь ли нам знак (знамение) правдивый показать?
33
Ших Ади - сам "Бог",
Сияние вокруг себя распространил,
Таким образом, знак (знамение) явил,
И тем самым наставнику
Мамаду К'ыбиру, тайная сущность была раскрыта.
34
Наставник Мамад К'ыбир сказал:
Ших Адио, мощь твоя - мощь Господня,
То, что ты нам дал права и установил ограничения,
это есть путь следования (религия).
Те, кто при жизни им следовать не будут,
Их ”насильно” возьмут за плечи
и бросят в заточение (душу после смерти).
В гимне "Qewlк оmanк"5 сказано:
I
оmane.
Зi nоşane,
Wexta ne e'rd bы, ne e'smane,
Ne dinyaye, ne binyaye.
II
Ne bajare, ne k'inоyaye,
Ne mоr Biraоmк Ademaye,
Ne jо Xur'кsane, beri nodh'ezar
sal Kanоya Spо qulbeye,
Xerqк Şоx Adо şe’deye.
I
Иман,
Чем отмечен? (чем примечателен?)
Когда не было Небес и не было Земли,
Ни Мира сего, ни основ (для материальной Вселенной).
II
Ни городов, ни человечества,
Не было еще Мира Браима Адама,
И не было Хоресана, ранее которого 90000 лет
"Белый Ключ" уже являлся
направлением (паломничества),
Чему свидетельством еще тогда
являлась "харка"* Ших Ади.
Священный земной совет во главе с Ших Ади оставил после себя служителей, т.е. духовенство адабийцев (эзидов). По преданию, бытующему у эзидов, начало цепи преемственности священнослужителей от отца к сыну восходит к ”Dоwana dоharо” (”Совету-собранию проявленному”).
Из-за того, что представители этого Совета-собрания являлись духовными братьями, что подчеркнуто религиозным постановлением "Фарзе братье" ("Ferzк biratок" - ”Необходимость в духовном братстве”), браки между их служителями были невозможны.
Все очаги-семьи священослужителей называются "Mala Adоya" (семьи Ади), т.е. утвержденные самим Ших Ади.
Первая каста – Шейхи (Şкxanо)
Шейхи происходят из трех родоплеменных союзов, которые в свою очередь делятся на ”оджах” (осах - очаг), ”мал” (mal - семья) – очаги-семьи.
Существуют три родоплеменных союза Шейхов:
I. Шамсани ("Şemsanо"); II. Адани ("Adanо"); III. Катани ("Qatanо").
Четыре Архангела, восседающие в ”Небесном Совете - собрании”, являются сыновьями Бога Мир Аздина (”Mоr Azdоn”) и его супруги Сыти Зин (”Sitо Zоn”):
1. Малак Шамс (Melek Şams);
2. Малак Фарха-дин (Melek Ferxe-dоn);
3. Малак Сыджа-дин (Melek Sica-dоn);
4. Малак Насре-дин (Melek Nesrк-dоn).
Их экспансии, проявленные эманации в ”Земном совете – собрании”, называются Шамсани:
1. Шех Шамс (Şкx Şams).
2. Шех Фарха-дин (Şкx Ferxe-dоn).
3. Шех Сыджа-дин (Şкx Sica-dоn).
4. Шех Насре-дин (Şкx Nesrк-dоn).
I. Семьи–очаги шейхов Шамсани.
Семьи–очаги священослужителей шех Шамса:
1. Шейхи (служители) - шех Хыдыре Шамса (Xidirк Şemsa);
2. Шейхи (служители) - шех Авдале Шамса (E'vdalк Şemsa);
3. Шейхи (служители) - шех Амадине Шамса (Amadоnк Şemsa);
4. Шейхи (служители) - шех Бабадине Шамса (Babadоnк Şemsa);
5. Шейхи (служители) - шех Бабыке Шамса (Babikк Şemsa);
6. Шейхи (служители) - шех Токыле Шамса (Tokilк Şemsa);
7. Шейхи (служители) - шех Авынде Шамса (Hevindк Şemsa);
8. Шейхи (служители) - шех Асане Шамса (H'esenк Şemsa);
9. Шейхи (служители) - шех Але Шамса (Şкx Alк Şemsa);
10. Сытия Эс дочь Шамса (Sityоa Кs - dote Şems);
11. Сытия Нысрат дочь Шамса (Sitоya Nisrat - dote Şems);
12. Сытия Былхан дочь Шамса (Sitоya Bilxan - dote Şems);
13. Сытия Гулан, дочь Шамса (Sitоya Gыlan - dote Şems).
Шейхи, служители шех Фарха-дина (Şкxк Ferxe - dоn):
1. Шейхи (служители) - Шех Манде Фарха (Şкx Mendк Ferxe);
2. Шейхи (служители) - Хатуна Фарха (Xatыna Ferxe - dote Şкx Ferxe-dоn) - дочь шех Фархе-дина.
Шейхи, служители - шех Сыджа-дина (Şкxк Sica-dоn).
Шейхи, служители - шех Насре-дина (Şкxк Nesrк-dоn).
К Шамсани относятся также шейхи, служители Мир Ато (Mоr E'to).
Представители родоплеменных союзов шейхов "Шамсани" (очаги служителей – шех Шамса, шех Фарха-дина, шех Сыджа-дина, шех Насре-дина) вступают в браки только внутри этих семей-очагов ( т.е. эндогамия).
II.Семьи–очаги шейхов Адани.
Cемьи-очаги шейхов служителей шех Сина (Şкx Sоn)**:
Шейхи (служители) - Шарфа-дина (Şerfe-dоn);
Шейхи (служители) - Браима (Braоm);
Третий сын Малик Ших Сина Зай-дин (Zey-dоn) служителей не имеет.
Брачные союзы заключаются исключительно внутри семей-очагов служителей Шех Сина и его потомства (т.е. эндогамия).
III.Семьи-очаги шейхов Катани.
Семьи-очаги служителей Шеху Бакыра (Şкxы Bakir):
1. Шейхи Халифата (Şкxк Xelоfata);
2. Шейхи Смаиле Анзали (Şкxк Smaоlк Enzelо);
3. Шейхи Мавие Зар (Şкxк Mavоyк Zar);
4. Шейхи Сора (Şкxк Sora).
Необходимо отметить, что именно из семьи-очага Шейхов Халифата (Şкxк Xelоfata) выбирается достойнейший, который и становится главой шейхов ”Мир шейхов” (Mоrк Şкxa), он также является правителем эзидов.
Брачные союзы совершаются ислючительно внутри семей-очагов служителей Шеху Бакыра ( т.е. браки эндогамны).
Брачные союзы между представителями семей-очагов шейхов Шамсани, Адани и Катани запрещены (т.е. браки экзогамны).
Это каноническое постановление (”H'ed ы sed”), отмеченное институтом "Ferzк biratок" (важная необходимость в духовном братстве), распространяется и на другие касты.
Некоторые шейхи Шеху Бакра посвящены в факиры (feqоr).
Факиры полностью отрекаются от мирской жизни, дают обет безбрачия (bikirtо) и, совершая аскетические подвиги, путем духовной практики реализуют ”арканы”. Они - аскеты, живущие исключительно на пожертвования. Факиры - это не каста, а духовный орден, братство. Ими могли стать шейхи, пиры, а также миряне. После инициации (обряд посвящения) к их званию духовного сословия и названия семьи прибавлялось звание факира.
К примеру, "факир - шейх (служитель) Шеху Бакра”. Звание факира не переходит от отца к сыну. В случае изъявления желания жениться, он может снять с себя обет безбрачия только с разрешения ”Мира шейхов”.
Постоянно странствующих аскетов называют каландарами (qelender).
Существуют также:
Вторая каста духовенства эзидов - Пиры (P'оranо)
Среди пиров главной семьей-очагом является очаг пиров Асмаман (H'esmaman) или же, как их называют иначе, "Пиры сорока пиров" (P'оrк зil p'оra).
В касте пиров недопустимы браки всех пиров с семьей-очагом пиров Асмаман, т.е. экзогамия в браках со всеми остальными сорока семьями-очагами.
Для пиров Асмаман браки разрешены только внутри семьи-очага, между представителями которых соблюдается эндогамия в браках, с соблюдением условия степени родства между бракосочетающимися - не менее пяти колен (последнее каноническое постановление распространяется на всех эзидов).
В брачных союзах пиров между некоторыми очагам-семьями, также соблюдается экзогамия.
Ввиду того, что на территории Грузии и Армении не проживают представители всех сорока семей-очагов пиров, невозможно установить точную экзогамию в браках между семьями-очагами пиров.
(Со списком семей-очагов Пиров Вы можете ознакомиться из статьи курдской профессорши Ханны Усоян )
Третья каста эзидов - Миряне
Кавалы (Qewal), их называют также ”якнави” (yeknavо), являются духовными наставниками–мирянами, знатоками гимнов, молитв и обрядов. Кавалы посещают места проживания эзидов и собирают пожертвования, имея при себе обязательную священную атрибутику: санджак [(sendceq - медный литой светильник с изображением птицы (павлина).] При вступлении в эзидские деревни, кавалы под звуки бубна и свирелей распевают священные гимны и молитвы; подобную церемонию проводят и в домах, тем самым совершая освящение и ”очищение”.
Кавалы во время разъездов, также разрешают конфликтные ситуации и спорные вопросы, касающиеся традиций, обычаев, нравов и постановлений религии.
Брачные союзы среди кавалов заключаются, в основном, внутри их среды, в исключительных случаях разрешается приводить в жены дочерей мирян. Мирянин (не кавал) не имеет права жениться на дочерях кавалов.
У остальной части мирян бракосочетания совершаются исключительно между ними, т.е. браки эндогамны.
Брачные союзы между представителями первой, второй и третьей каст запрещены, т.е. браки экзогамны.
”Г. Сиуффи говорит, что ему не удалось добиться причин, по каким возбраняются браки между светскими и духовными лицами, или же с женщиною, не принадлежащею к езидской секте. Но он почти уверен, что главная причина этого запрета заключается в стремлении к сохранению чистоты расы. В первом случае духовенство, приписывающее себе божественное происхождение, находит интерес в поддержании своего авторитета в глазах народа и чистоты происхождения. Во –втором же случае, езиды преследуют туже цель, какую имели все духовные законодатели, стремившиеся к сохранению чистоты веры путем разобщения своих последователей от иноверцев; езиды потому и гнушаются браком с иноверцами, считая его прелюбодеянием.”6
Духовенство эзидов не препятствует принятию другой веры: выход из лона религии и кастово-теократического общества свободен.
"Кастовая система в отношении брака решала позицию не только езида, она определяла и позицию неезида, иноверца, с которым всем езидам брак был запрещен.”7
"Иноверец не может стать езидом, им можно только родиться."8
”Невозможно стать эзидом. Рождение от отца и матери - эзидов, предопределяет рождение эзидом. Кровь эзидов, от эзидов”.9
Невозможно мирянину - эзиду стать шейхом или пиром. Принадлежность к кастам духовенства предопределена рождением.Замкнутая кастовая структура общества эзидов и древнейшие уникальные брачные союзы, соблюдаемые ими и по - сей день, говорят как о консервативности брачных традиций, так и о сохраненной этнической однородности народа.
Сохраненная этническая однородность эзидов и их многотысячелетняя приверженность к древнейшей религии, способствуют установлению их этногенетических корней! При установлении этногенезиса эзидов, мы вместе с тем разрешим вопрос происхождения им родственных курманджей, что итоге даст ответ о фундаментально-главенствующим этногенезисе, который и сформировал современную Курдскую нацию!
Тбилиси. Издательство «Мерани-3» 2001. стр. 98.
Уважаемые читатели сайта www.miacum.ru предлагаю Вам главу из моего труда.
Дорогие читатели, если мной допущены ошибки, в описании канонических брачных традиций Эзидского народа, то будьте любезны укажите эти строки в моем тексте!
Вам, наверное, известно, что одним из курдских исторических источников, является рукопись, просвещенного курдского хана Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси, который жил в XVI веке.
Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси ”Шараф-наме” свидетельствует:
”Курды делятся на четыре группы, чей язык и обычаи различаются: первая - курманджи, вторая - лур, третья - калхор, четвертая - гуран”.
Итак, исходя из логики диалектики развития и формирования наций, и на основании свидетельства самого курдского хана Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси – можно констатировать, что именно эти четыре группы племенных конгломератов – сыграли роль, в сложении и формировании нынешней Курдской нации!
Следует отметить, что Эзиды, будучи, оставшись преданными религии Бога Эзида, на всем протяжении своего существования – не имели брачных союзов с другими нациями, народами или племенами (за исключением единичных, которые, как и их отпрыски, более не являлись - эзидами).
Из вышеописанных Шараф-ханом ибн Шамсаддином Бидлиси – народов и племенных конгломератов, Эзидам родственными, являются только лишь Курманджи – но не луры, заза, калхоры, гураны!
В тоже время Курманджи, явились главенствующими гено-фундаментом, в формировании современной курдской нации.
[b]Кастово-теократическое общество Эзидов.
Брачные традиции и каннонические союзы в нем.[/b]
Было сказано, что мы жители планеты Земля, живем в эру Смешения Рас и Народов. В период Эпохи Рыб (время правления сил Тьмы) свершились знаменательные события в Передней Азии – произошли явления двух религий - Христианства и Ислама, ставших впоследствии Мировыми. На протяжении всего времени распространения этих вероисповеданий шел также и процесс смешения рас и народов, принявших новоявленные религии.
Например, приверженцам Ислама браки разрешены с представителями любой национальности, исповедующими эту религию. Количество жен у последних не ограничивается одной, т.к. ”шариатом” дозволяется многоженство, к тому же с женщинами разных национальностей и рас. Из этого следует, что после арабского завоевания, у курманджей с принятием Ислама изменились традиции и обычаи, в частности брачные, и впоследствии определенную малую роль в этногенезиса курдской нации сыграли мусульманские народы: арабы, персы, азербайджанцы, турки и другие.
Также небольшую лепту внесли и христианские народы, т.к. курманджи, будучи последователями и Христианства, также заключали браки с их представителями.
О.Вильчевский: "Мы обратились к этим фактам не для того, чтобы в самой слабой степени особенности быта и психики тех племен, которые впоследствии в той или иной форме приняли участие в сложении нынешних курдов. Из этого не нужно конечно делать вывод, якобы курды или их потенциальные предки настолько консервативны, что упорно сохраняли старое, противясь всему новому ..."1
Конечно, поводом для подобного заключения ученого послужил изучаемый им жизненный уклад курдов, т.е. культура, традиции, обычаи и нравы, которые укоренились в быту после принятия их предками Христианства, Ислама и иных верований. Кроме того, теологические системы, религиозные философии, присущие новопринятым религиям, изменили их мировоззрение и мировосприятие, что, в свою очередь неизбежно сказалось на сознании народа, и эти обстоятельства отразились на психологии племен, ставших последователями тех религий.
Абсолютно противоположны им эзиды, которые придерживаются не только религии предков, но и ревностно соблюдают традиции и обычаи, идущие из глубокой древности.
"Сами езиды с гордостью заявляют, что у них запрещено "смешение крови". Шейхом может быть только сын шейха, эмиром только сын эмира и т.д. В этом отношении езидская община отличается от исмаилитской, которая не придает значения происхождению при назначении муллы."2
Общественный уклад эзидов - кастовый.
Это древнейшее деление народа было канонизировано и упорядоченно не на основе классов (согласно их социально-экономическому положению), а на теократическом принципе. Этническое общество эзидов - замкнутое, кастово-теократическое, где религия посредством канонических постановлений регламентирует каждый "шаг" эзида. Эзиды стремятся сохранять этническую однородность не только путем запрещения браков с иноверцами, но и запрещением браков между представителями разных каст. Переход из одной касты в другую путем брачного союза невозможен.
Прежде, чем мы поговорим об исконно-традиционных брачных союзах, давайте рассмотрим положения кастового деления эзидского народа, который объединен не только этнически, но и конфессиально (вероисповеданием).
Кастово-теократическое общество эзидов делится на три касты и состоит из двух сословий: духовенство (ruhanvкd - poaнвед) и миряне (mirоd - мырид).
Духовенство эзидов состоит из двух каст:
1. Шейхи (”Şкxanо”); 2. Пиры (”P’оranо”).
Звание священнослужителя в религии эзидов наследственно, т.е. предопределено рождением.
Миряне делятся на кавалов (qeval - это односторонне замкнутая группа духовных наставников-мирян, звание передается по рождению) и собственно мирян.
Духовенство эзидов в своих службах воздает хвалу Господу, и во славу Его произносятся посвященные Ему молитвы и гимны. По религии эзидов, никто из людей смертных не может служить Богу непосредственно! А потому, служение Богу у эзидских священнослужителей происходит через посредничество архангелов (melek) и ангелов (milyaket), в честь которых и называются их семьи-очаги.
”Вот, что говорится у г. Сиуффи о происхождении родоначальников касты шейхов: у Шейх-Адэ было четыре брата: Шейх-Абу-Бэкр, Шейх-Абд-эль Кадер, Шейх-Исмаил и Шейх-Абд-эль-Азиз. Последний, подобно остальным братьям своим, дал обет безбрачия и потому не имел потомства. Однажды он (Абд-эль-Азиз) зашел к Шейх-Адэ и увидел у него мальчика. ”Откуда этот ребенок?” спросил он. - ”Это мальчик, которого я создал для тебя ,” отвечал тот. Абд-эль-Азиз усыновил мальчика; последний впоследствии женился и из его потомства образовался первый разряд шейхов. Есть еще разряд шейхов, обязанных своим происхождением другим четырем братьям, а именно: Шейх-Шамс-Эддину, Шейх-Факр-Эддину, Шейх-Наср-Эддину и Шейх-Седжа-Эддину. Третий разряд шейхов происходит от Шейх-Синна или Шейх-Гассан-эль-Басри. Он не был женат и создал мальчика по имени Шараф-Эддин. Достигши физической зрелости, последний отказался от женитьбы: тогда Шейх-Синн создал другого сына и дал ему имя Ибрагим. Последний женился и от потомства его образовался род Ибрагимов, считающий своим родоначальником самого Шейх-Синна, так как он даровал жизнь их предку - Ибрагиму. Только его роду, представителем которого является современный наш эмир, Мирза-бей, разрешено учиться читать и писать. Из предыдущаго видно, что никто из этих святых мужей не вступил в брак, а между тем от них произошли все упомянутые разряды шейхов. Этот факт свершился сверхъестественным образом: каждый из них, подобно Адэ и Синну, созданы сами по себе и не рождены от женщины, через посредничество порочного брака. Для того, чтобы сохранить чистоту их расы, этим трем разрядам шейхов дано кастовое устройство и запрещены браки между лицами принадлежащими к разным разрядам шейхов.”3
Образование родоплеменных союзов шейхов произошло после проявления на земле воплощенных эманаций экспансий Совета-собрания Небесных Архангелов - ”Dоwana batinо” (”Совет-собрание сокровенный, непроявленный”)”. Земной же Совет-собрание называется ”Dоwana dоharо” (”Совет-собрание проявленный”), который состоял из: Ших Ади, шех Сина, шех Быкыра, шех Шамса, шех Фархе-дина, шех Сыджа-дина, шех Насре-дина.
Земной Совет-собрание - "Dоwana dоharо" называется также "Dоwana E'deba" (Совет Адаба). Глава этого совета - Ших Ади является проявленной экспансией Бога Ади.
Про главу земного Совета-собрания "Dоwana dоharо" - Ших Ади, в гимне "Qewlк Mкracengк"4 сказано:
32
Seydil Memedк K'ibоr go:
Şоx Adоo, wekо h'ukumк te h'ukumк Xwedкye?
Me nоşaneke r'astок te dibкye.
33
Şоx Adо xwe Xwedaye.
H'ucikк h'ulк Nыranоr'a,
Nоşan nоşan daye.
Pк Seydil Memedк K'ibоr ser'a daye.
34
Seydil Memedк K'ibоr go:
Şоx Adоo r'aste, h'ukumк te h'ukumк Xwedкye,
Зike te danоe nav me h'ede, sede, r'кye.
H 'erз'a kesк saxо neзe pкye,
Zibкnок milк wо bigrin bavкjine h'evsкye.
32
Наставник Мамад К'ыбир сказал:
Ших Адио, если могущество твое - могущество Бога,
Можешь ли нам знак (знамение) правдивый показать?
33
Ших Ади - сам "Бог",
Сияние вокруг себя распространил,
Таким образом, знак (знамение) явил,
И тем самым наставнику
Мамаду К'ыбиру, тайная сущность была раскрыта.
34
Наставник Мамад К'ыбир сказал:
Ших Адио, мощь твоя - мощь Господня,
То, что ты нам дал права и установил ограничения,
это есть путь следования (религия).
Те, кто при жизни им следовать не будут,
Их ”насильно” возьмут за плечи
и бросят в заточение (душу после смерти).
В гимне "Qewlк оmanк"5 сказано:
I
оmane.
Зi nоşane,
Wexta ne e'rd bы, ne e'smane,
Ne dinyaye, ne binyaye.
II
Ne bajare, ne k'inоyaye,
Ne mоr Biraоmк Ademaye,
Ne jо Xur'кsane, beri nodh'ezar
sal Kanоya Spо qulbeye,
Xerqк Şоx Adо şe’deye.
I
Иман,
Чем отмечен? (чем примечателен?)
Когда не было Небес и не было Земли,
Ни Мира сего, ни основ (для материальной Вселенной).
II
Ни городов, ни человечества,
Не было еще Мира Браима Адама,
И не было Хоресана, ранее которого 90000 лет
"Белый Ключ" уже являлся
направлением (паломничества),
Чему свидетельством еще тогда
являлась "харка"* Ших Ади.
Священный земной совет во главе с Ших Ади оставил после себя служителей, т.е. духовенство адабийцев (эзидов). По преданию, бытующему у эзидов, начало цепи преемственности священнослужителей от отца к сыну восходит к ”Dоwana dоharо” (”Совету-собранию проявленному”).
Из-за того, что представители этого Совета-собрания являлись духовными братьями, что подчеркнуто религиозным постановлением "Фарзе братье" ("Ferzк biratок" - ”Необходимость в духовном братстве”), браки между их служителями были невозможны.
Все очаги-семьи священослужителей называются "Mala Adоya" (семьи Ади), т.е. утвержденные самим Ших Ади.
Первая каста – Шейхи (Şкxanо)
Шейхи происходят из трех родоплеменных союзов, которые в свою очередь делятся на ”оджах” (осах - очаг), ”мал” (mal - семья) – очаги-семьи.
Существуют три родоплеменных союза Шейхов:
I. Шамсани ("Şemsanо"); II. Адани ("Adanо"); III. Катани ("Qatanо").
Четыре Архангела, восседающие в ”Небесном Совете - собрании”, являются сыновьями Бога Мир Аздина (”Mоr Azdоn”) и его супруги Сыти Зин (”Sitо Zоn”):
1. Малак Шамс (Melek Şams);
2. Малак Фарха-дин (Melek Ferxe-dоn);
3. Малак Сыджа-дин (Melek Sica-dоn);
4. Малак Насре-дин (Melek Nesrк-dоn).
Их экспансии, проявленные эманации в ”Земном совете – собрании”, называются Шамсани:
1. Шех Шамс (Şкx Şams).
2. Шех Фарха-дин (Şкx Ferxe-dоn).
3. Шех Сыджа-дин (Şкx Sica-dоn).
4. Шех Насре-дин (Şкx Nesrк-dоn).
I. Семьи–очаги шейхов Шамсани.
Семьи–очаги священослужителей шех Шамса:
1. Шейхи (служители) - шех Хыдыре Шамса (Xidirк Şemsa);
2. Шейхи (служители) - шех Авдале Шамса (E'vdalк Şemsa);
3. Шейхи (служители) - шех Амадине Шамса (Amadоnк Şemsa);
4. Шейхи (служители) - шех Бабадине Шамса (Babadоnк Şemsa);
5. Шейхи (служители) - шех Бабыке Шамса (Babikк Şemsa);
6. Шейхи (служители) - шех Токыле Шамса (Tokilк Şemsa);
7. Шейхи (служители) - шех Авынде Шамса (Hevindк Şemsa);
8. Шейхи (служители) - шех Асане Шамса (H'esenк Şemsa);
9. Шейхи (служители) - шех Але Шамса (Şкx Alк Şemsa);
10. Сытия Эс дочь Шамса (Sityоa Кs - dote Şems);
11. Сытия Нысрат дочь Шамса (Sitоya Nisrat - dote Şems);
12. Сытия Былхан дочь Шамса (Sitоya Bilxan - dote Şems);
13. Сытия Гулан, дочь Шамса (Sitоya Gыlan - dote Şems).
Шейхи, служители шех Фарха-дина (Şкxк Ferxe - dоn):
1. Шейхи (служители) - Шех Манде Фарха (Şкx Mendк Ferxe);
2. Шейхи (служители) - Хатуна Фарха (Xatыna Ferxe - dote Şкx Ferxe-dоn) - дочь шех Фархе-дина.
Шейхи, служители - шех Сыджа-дина (Şкxк Sica-dоn).
Шейхи, служители - шех Насре-дина (Şкxк Nesrк-dоn).
К Шамсани относятся также шейхи, служители Мир Ато (Mоr E'to).
Представители родоплеменных союзов шейхов "Шамсани" (очаги служителей – шех Шамса, шех Фарха-дина, шех Сыджа-дина, шех Насре-дина) вступают в браки только внутри этих семей-очагов ( т.е. эндогамия).
II.Семьи–очаги шейхов Адани.
Cемьи-очаги шейхов служителей шех Сина (Şкx Sоn)**:
Шейхи (служители) - Шарфа-дина (Şerfe-dоn);
Шейхи (служители) - Браима (Braоm);
Третий сын Малик Ших Сина Зай-дин (Zey-dоn) служителей не имеет.
Брачные союзы заключаются исключительно внутри семей-очагов служителей Шех Сина и его потомства (т.е. эндогамия).
III.Семьи-очаги шейхов Катани.
Семьи-очаги служителей Шеху Бакыра (Şкxы Bakir):
1. Шейхи Халифата (Şкxк Xelоfata);
2. Шейхи Смаиле Анзали (Şкxк Smaоlк Enzelо);
3. Шейхи Мавие Зар (Şкxк Mavоyк Zar);
4. Шейхи Сора (Şкxк Sora).
Необходимо отметить, что именно из семьи-очага Шейхов Халифата (Şкxк Xelоfata) выбирается достойнейший, который и становится главой шейхов ”Мир шейхов” (Mоrк Şкxa), он также является правителем эзидов.
Брачные союзы совершаются ислючительно внутри семей-очагов служителей Шеху Бакыра ( т.е. браки эндогамны).
Брачные союзы между представителями семей-очагов шейхов Шамсани, Адани и Катани запрещены (т.е. браки экзогамны).
Это каноническое постановление (”H'ed ы sed”), отмеченное институтом "Ferzк biratок" (важная необходимость в духовном братстве), распространяется и на другие касты.
Некоторые шейхи Шеху Бакра посвящены в факиры (feqоr).
Факиры полностью отрекаются от мирской жизни, дают обет безбрачия (bikirtо) и, совершая аскетические подвиги, путем духовной практики реализуют ”арканы”. Они - аскеты, живущие исключительно на пожертвования. Факиры - это не каста, а духовный орден, братство. Ими могли стать шейхи, пиры, а также миряне. После инициации (обряд посвящения) к их званию духовного сословия и названия семьи прибавлялось звание факира.
К примеру, "факир - шейх (служитель) Шеху Бакра”. Звание факира не переходит от отца к сыну. В случае изъявления желания жениться, он может снять с себя обет безбрачия только с разрешения ”Мира шейхов”.
Постоянно странствующих аскетов называют каландарами (qelender).
Существуют также:
Вторая каста духовенства эзидов - Пиры (P'оranо)
Среди пиров главной семьей-очагом является очаг пиров Асмаман (H'esmaman) или же, как их называют иначе, "Пиры сорока пиров" (P'оrк зil p'оra).
В касте пиров недопустимы браки всех пиров с семьей-очагом пиров Асмаман, т.е. экзогамия в браках со всеми остальными сорока семьями-очагами.
Для пиров Асмаман браки разрешены только внутри семьи-очага, между представителями которых соблюдается эндогамия в браках, с соблюдением условия степени родства между бракосочетающимися - не менее пяти колен (последнее каноническое постановление распространяется на всех эзидов).
В брачных союзах пиров между некоторыми очагам-семьями, также соблюдается экзогамия.
Ввиду того, что на территории Грузии и Армении не проживают представители всех сорока семей-очагов пиров, невозможно установить точную экзогамию в браках между семьями-очагами пиров.
(Со списком семей-очагов Пиров Вы можете ознакомиться из статьи курдской профессорши Ханны Усоян )
Третья каста эзидов - Миряне
Кавалы (Qewal), их называют также ”якнави” (yeknavо), являются духовными наставниками–мирянами, знатоками гимнов, молитв и обрядов. Кавалы посещают места проживания эзидов и собирают пожертвования, имея при себе обязательную священную атрибутику: санджак [(sendceq - медный литой светильник с изображением птицы (павлина).] При вступлении в эзидские деревни, кавалы под звуки бубна и свирелей распевают священные гимны и молитвы; подобную церемонию проводят и в домах, тем самым совершая освящение и ”очищение”.
Кавалы во время разъездов, также разрешают конфликтные ситуации и спорные вопросы, касающиеся традиций, обычаев, нравов и постановлений религии.
Брачные союзы среди кавалов заключаются, в основном, внутри их среды, в исключительных случаях разрешается приводить в жены дочерей мирян. Мирянин (не кавал) не имеет права жениться на дочерях кавалов.
У остальной части мирян бракосочетания совершаются исключительно между ними, т.е. браки эндогамны.
Брачные союзы между представителями первой, второй и третьей каст запрещены, т.е. браки экзогамны.
”Г. Сиуффи говорит, что ему не удалось добиться причин, по каким возбраняются браки между светскими и духовными лицами, или же с женщиною, не принадлежащею к езидской секте. Но он почти уверен, что главная причина этого запрета заключается в стремлении к сохранению чистоты расы. В первом случае духовенство, приписывающее себе божественное происхождение, находит интерес в поддержании своего авторитета в глазах народа и чистоты происхождения. Во –втором же случае, езиды преследуют туже цель, какую имели все духовные законодатели, стремившиеся к сохранению чистоты веры путем разобщения своих последователей от иноверцев; езиды потому и гнушаются браком с иноверцами, считая его прелюбодеянием.”6
Духовенство эзидов не препятствует принятию другой веры: выход из лона религии и кастово-теократического общества свободен.
"Кастовая система в отношении брака решала позицию не только езида, она определяла и позицию неезида, иноверца, с которым всем езидам брак был запрещен.”7
"Иноверец не может стать езидом, им можно только родиться."8
”Невозможно стать эзидом. Рождение от отца и матери - эзидов, предопределяет рождение эзидом. Кровь эзидов, от эзидов”.9
Невозможно мирянину - эзиду стать шейхом или пиром. Принадлежность к кастам духовенства предопределена рождением.Замкнутая кастовая структура общества эзидов и древнейшие уникальные брачные союзы, соблюдаемые ими и по - сей день, говорят как о консервативности брачных традиций, так и о сохраненной этнической однородности народа.
Сохраненная этническая однородность эзидов и их многотысячелетняя приверженность к древнейшей религии, способствуют установлению их этногенетических корней! При установлении этногенезиса эзидов, мы вместе с тем разрешим вопрос происхождения им родственных курманджей, что итоге даст ответ о фундаментально-главенствующим этногенезисе, который и сформировал современную Курдскую нацию!