Ниже приведена статя обзор одного из основателей сайта www.ahrata.com
Михаила Фарои. Занчительно раширенее вариант вы можете прочитать на нашем саите. К тому же очень красивые илюстрации
. Что осебенно инересно, это то что он не убрал моменты в которых авторы сравнивют езидов с курдами, указывая на обшность обоих народностей. Он просто позволят в демократическом и независимом ключе читателю самоу сделать вывод - насколько мы различны в нашем духовно-религиозном. Несмотря на языковость, территориальность, мы иначе и мы заскуживаем быть самостоятельным народом.
Pir Alek
www.ahrata.com
Эзиды“Оригинальная религия езидов с давних времен привлекала к себе внимание. Самые древние сведения о езидах мы встречаем в сочинениях средневековых историков и географов Ближнего Востока Шахристани, Ибн аль-Асира, Хаджи Хальфы”.1
Из-за недостатка исторических сведений об эзидах исследователи были вынуждены основываться на предположениях, касающихся их религии и этногенезиса. Объясняется это и тем, что эзиды заведомо умалчивали о своем происхождении и религии, т.к. были особо гонимы и истребляемы начиная с VII века.
История изучения религии и корней этногенезиса эзидского народа насчитывает всего-навсего около 200 лет.
На всем протяжении исследований выдвигались разные версии и предположения о происхождении эзидов - арабском, персидском, армянском, иудейском, ассирийском, курдском; некоторые видели в них потомков древних мардов.
Данные об эзидах можно почерпнуть из записей европейских путешественников, миссионеров, археологов и этнографов, побывавших в местах их проживания, а также из научных трудов востоковедов, изданий научных обществ и периодики. Сведения об истории, религии и происхождении эзидов содержатся в научных трудах и статьях таких авторов, как М.Гардзони, М.Фебюр, Г.Бадгер, М.Сиуффи, О.Паррей, Дж.Перкинс, О.Лейард, К.Нибур, М.Биттнер, Грандт, Форбес, Риттер, Айнсворт, Гаммер, Саси, Букингам, Притчард, М.Готвальд, М.Гуиди, А.Мингана, Г.Фурлани, Б.Спингетт, Р.Эмпсон, Р.Леско, Дж.Менент, А.Гакстгаузен, Г.Вайснер, М.Лидзварский, И.Березин, П.Лерх, М.Майсуров, Ю.Карцев, А.Елисеев, Г.Ласкин, Д.Пагирев, С.Ермолаев, А.Ивановский, А.Семенов, С.Егиазаров, В.Минорский, Н.Марр, В.Никитин, К.Горощенко, О.Вильчевский, М.Руденко, Л.Пашаева и многих других.
Краткий обзор исследований,
посвященных эзидам
Начнем эту главу с приведения выдержек из трудов востоковедов, этнографов, путешественников и миссионеров по истории эзидов, предположений об истоках их религии, которая и по сей день остается “тайной-тайн” Востока, а также гипотез о корнях этногенезиса, выдвинутых учеными, как в ходе практических исследований, так и в результате изучения опубликованных научных материалов.
По поводу самоназвания “Эзид” существует несколько версий:
1. Слово Иезиди, от слова Иезден - города в Адиабене;
2. Иездани - от персидского слова Иезд, что значит Бог;
3. Иезиды - от слова “Изед фервер” - злой дух в Зороастрийском учении;
4. Езиды - от слова “иезид” - гений добра, князь света в Зороастрийском учении;
5. Езид - от названия идола - дуба “Яздад", “Язад”;
6. Езид - слово происходит от имени халифа Йазида I, сына омейядского халифа Муавийа.
"Почти все иностранцы, путешествовавшие вдоль турецко-персидской границы, в своих сочинениях упоминают об езидах.
Езиды занимают полосу вдоль персидской границы и вниз по Тигру."2
Вице-консул не мог принять участие в празднике, но я с рвением принял приглашение присутствовать в обрядах и церемониях, прежде не засвидетельствованных европейцем.
Официальное приглашение, доказывает достоинство и честь езидов, которое, к сожалению, не часто возникает (в их адрес) на Востоке. Я благодарен им. (Лейард)
Езиды несколько лет тому назад, были мощными племенами. Их основные цитадели были и в том районе, который я теперь посетил. А также и в Джебел Синджар, это уединенная гора, возвышающаяся в центре месопотамской пустыни, на Западе от Мосула.
Могущественный Бей Равандуза, объединил большинство курдских племен и бросил вызов Туркам и Персам. Но прежде решил сокрушить ненавистную секту езидов. Нападающие были многочисленнее езидов Али-бея. Он был побежден и пленен. Жители Шейхан бежали к Мосулу. Это была весна, река вышла с берегов, и мост из лодок был разобран. Немногие преуспели в пересечении потока. Оставшиеся на берегу мужчины, женщины, и дети собрались на большой возвышенности Куюнджик. Бей Равандуза преследовал их. Последовала неразборчивая резня.
Люди Мосула, с террас наблюдали, за убийством неудачных беглецов, которые напрасно взывали к ним, за помощью. Христиане и Мусульмане радовались истреблению одиозной и неверующей секты.
Жители Синджар, вскоре были подчинены Мехмет Рашид Пашой и второй раз Хафиз Пашой. В обоих случаях, была резня и население было уменьшено на три четверти. Некоторые езиды нашли убежище в пещерах, где были задушены дымом от огней и расстреляны орудиями. Езиды, будучи не рассматриваемые как “Владельцы Книги”, в течение столетий были преследуемы мусульманами.
Гаремы юга Турции были заполнены ими. Ежегодные экспедиции организовывались губернаторами областей, в эти районы (населенные эзидами). Мужчины и женщины были вырезаны без милосердия, а дети обеих полов были пленены и выставлены на продажу, в основных городах. Эти ежегодные “охоты ”, были одним из источников дохода Бадыр-хан бея, это была традиция Пашей Багдада и Мосула. Вооруженные отряды направлялись на злополучных езидов, для того, чтобы пленить и потом продать детей. Это был легкий метод покрытия долгов. Вполне естественно, что езиды мстили всякий раз, когда им представлялась такая возможность.
Их преданность своей религии, также замечательна, как у Евреев.
Они (плененные эзиды) всегда стоят перед выбором измены (религии) и мечом.
И я не знаю не одного случая, чтобы взрослый человек, отказался бы от своей веры. Они неизменно предпочитают смерть от пыток.
Три белых шпиля, возвышающиеся выше здания, формируют приятный контраст с богатой листвой, которой они окружены.
Все, перед входом в священную долину, обмыли себя. Таким образом они прибывали на празднество очищенными. Я никогда прежде на всем Востоке, не видел, в одном месте столь безукоризненную чистоту. Их предметы, вообще одежда белая, были безупречны.
В течение дня были исполнены религиозные танцы.
Поскольку настали сумерки, то факиры, или низкий сан священников, одетых в коричневые одеяния из грубой ткани, а их головными уборами, были черные тюрбаны. Каждый из них нес в руке лампаду. Они осветили лампы, помещенные в нишах стен внутреннего двора, далее разошлись к зданиям находящимся на склонах гор, окружающих долину. Они зажигали лампы даже на отдельных камнях и в полых стволах деревьев.
Поскольку священники пробивались через толпу, исполнять свою службу, мужчины и женщины проносили свои правые руки над пламенем, и затем искренне подносили к губам, после протирали правую бровь той частью, которая была очищена священным элементом.
Огни лампад - по обету предложенные паломникам и тем, кто обратился к Шейху Ади во времена опасности или болезни, и тем кто дал ежегодную сумму, опекунам могилы, на масло и для поддержки священников. Ночь сгущалась, те кто собрались, их должно быть почти пять тысяч с освещенными факелами, которые несли с собой, поскольку блуждали по лесу. Эффект был волшебный.
Тысячи огней отражались в фонтанах и потоках воды, мерцали среди листвы деревьев и танцевали на расстоянии.
Я пристально глядел на эту экстраординарную сцену, гул человеческих голосов был внезапно остановлен и напряжение торжественное и печальное, воцарилось в долине.
Музыку, столь патетическую и столь сладкую, я прежде никогда не слышал на Востоке.
Это была полночь. Время и место хорошо подходили для случая, и я пристально глядел с удивлением на экстраординарную сцену вокруг меня.
Для меня не было чуда, что такие церемонии вызвали кривотолки и истории о неосвященных обрядах и непристойных тайнах, которые приписывали Езидам, и вызывали отвращение на всем (Ближнем) Востоке. Несмотря на волнение неподдающееся контролю, которое, казалось, преобладало среди всего праздника, не было никаких неприличных жестов и ни непристойного поведения.
К вечеру (второго) дня, собралось приблизительно семь тысяч человек. Фестиваль был посещен большим количеством паломников, нежели много лет тому назад.
Езиды признают одного Всевышнего, но насколько я мог воспринять, они не обращаются с никакой просьбой или жертвуют ему. Шейх Наср приложил все усилия, чтобы уклониться от моих вопросов о этом предмете, и казалось с суеверным страхом избегал каждую тему, связанную с существованием и признаками Божества.
Имя Дьявола, однако, никогда не упоминают, и любой намек на это, другими, досаждает и раздражает их. У них страх оскорбления Злого Духа, они тщательно избегают каждого выражения, которое может напомнить в звуке имя Сатаны, или арабское слово “проклятый”. Когда они говорят о Дьяволе, то делают это с почтением. Как Mekk el-Kout, могущественный ангел.
Они “крестят” в воде, подобно Христианам. Когда ребенок рожден в окрестностях близких к могиле Шейха Ади, и если возможно и безопасно, то нужно как можно быстрее “крестить” последнего. Кавалы в своих разъездах, носят бутылку или бурдюк с святой водой, из источника, который существует в долине могилы (Шейха Ади), и “крестят” ею тех детей, которых не смогли принести к святыне. Они обрезают (мальчиков) в том же возрасте, и в той же манере как Мусульмане, но церемонии являются разными. Все эти церемонии и соблюдение, возможно, имели общее происхождение, или возможно, были привиты в разное время их первоначальным вероисповедании. Я уже сослался, об их почитании Солнца, и описал храм, и волов посвященных светилу. Они имеют традицию, целовать камни, на которые попадают первые лучи Солнца, очевидцем чего, явился я, во время путешествия в их компании. К огню, они имеют почти то же самое символическое, почитание: они никогда не плюют в него, но часто проносят свои (правые) руки через пламя, целуют их, и проводят ими по правой брови, иногда по целому лицу. Относительно Сабейцев, синий цвет ими отвергаем; и никогда не носят платье этого цвета, и не используют в комнатном интерьере. Их Kubleh или направление поклона во время выполнения святых церемоний, является та часть небес, в которой возвышается Солнце, или согласно другим, Полярная Звезда.
Их одеяние из нежного белого полотна, чиста привычек, и их частые очищения, также напоминают Сабейцев
Хотя они утверждают, что мясо не должно быть съедено, если животное не было посвященным (т.е. жертвенным) и они не возражают, чтобы принять участие в трапезе с Христианами.
Я не мог узнать, как происходит религиозное бракосочетание. Я был информирован Cawals, что бракосочетающиеся мужчина и женщина просто представляются Шейху, который устанавливает, что между ними существует взаимное согласие. Тогда невесте надевается кольцо, или иногда вместо кольца даются деньги. День празднества устанавливается, они пьют шербет и танцуют, но не имеют религиозные церемонии.
Они имеют священные книги, с содержанием их традиций, гимнов, наставлений, руководства исполнения обрядов, и другие вопросы связанные с их религией. Это сохранено или в Baazini или Baasheikhah, и они относятся с так суеверным почтением, что я терпел неудачу при каждой своей попытке получить копию, или даже видеть это.
Я очень сожалел, поскольку содержание, вероятно, прольет немного света на происхождение, и историю этой замечательной секты, и прояснило бы много сомнений, которые все еще существуют, относительно их (религиозных) принципов.
Они не будут принимать иноверцев, и обращать в (свою) веру.
"Вопрос о происхождении езидов не поставлен еще на научную почву. Существуют лишь различные ходячие мнения об этом предмете, лишенаго научнаго основания. Так как они слишком распространены и могли-бы ввести в заблуждение будущаго исследователя ..."3
“Белеш считается палладиумом, Ерусалимом Иезидов и самым священным местом на всей земной поверхности; они ходят туда очень часто на поклонение. Белеш должен находиться близ Моссулла, однакож, имя это не встречается ни в одной географии. Армянские географы указывают на соляные копи в гористой части Синджара, как священное место Иезидов, ...
За особенную там достопримечательность выдают они огромное четырехугольное здание, разделенное, будто бы, на столько комнат, сколько дней в году, и освещенных неугасимыми лампадами, и что здесь постоянно обитает Иезидское духовенство. Посередине этого здания должно находиться то место, на котором явился в первый раз величайший пророк их Шейх т.е. глава. Оно называется Шекханды или Шихгади ...
Этот Шейх также явился Иезидам в сиянии света, и объявил последователям волю свою и законы Бога, после чего также вознесся на небеса”.4
"... иезиды, около 30.000 душ, живущие в благословенной местности близ Амадии. Происхождение этой секты, ненавидимой и презираемой всеми, покрыто мраком неизвестности; некоторые считают их за огнепоклонников и сами они производят свое имя от Иаздана - слова, идентичного Ормузду; другие - особенно, шииты, производят их от калифа Иезида I, виновного в убиении внука пророка, высокочтимого персиянами Гуссейна; третьи наконец связывают имя иезидов со словом "изед" (злой дух). Нет такой гнусности, которой-бы им не приписывали; нет таких басен, которых-бы не выдумывали на их счет. Такую дурную славу доставили иезидам прежде всего общая всем сектантам религиозная нетерпимость, а потом оригинальные и таинственные обряды их богослужения.
Ежегодно 10-го Августа толпы иезидов стекаются в Амадию, где покоится в великолепном саркофаге основатель их секты - шейх Ади, живший в XII столетии. Вокруг гробницы святого толпятся духовные лица иезидов (пиран и каввал) и факиры, поклоняющиеся "царю-павлину" (мелек-таус), символу злого духа, изображенному в виде золотого павлина, сидящего на огромном канделябре.
Лишь настанут сумерки, при звуке флейт и других музыкальных инструментов, собираются иезиды, одетые во все белое с черными чалмами на головах, и при громком пении, махая зажженными факелами, пляшут на открытом воздухе всю ночь, вызывая в окружающих недоумение и ужас."5
“Крайне своеобразное вероучение и оригинальный юридический быт езидов приковывали к себе внимание всякого любознательного человека, которому приходилось иметь дело с этим загадочным народом.
Не подлежит уже сомнению, что весь административный и общественный строй их зиждется прочно на теократических началах. Народ делится на несколько замкнутых каст, установленных религиею. Переход из одной касты в другую, путем брачных союзов или - же иным способом, строго возбраняется.
Езиды, далее, стремятся сохранить чистоту расы путем запрещения браков между лицами, принадлежащими к различным классам.
Дело в том, что езиды - народ теократический; религия регламентирует каждый шаг езида. Езиды, чтобы твердо обосновать тот или другой правовой институт, основывают его на религии.“ 6
“Мусульмане-шииты видят в езидах потомков узурпатора Оммайяда Езида ...
Мнимая принадлежность последних к роду Езида обходилась им очень дорого. Вражда и ненависть усугубляются еще и вследствие того ложного убеждения, что будто езиды боготворят дьявола. История езидов представляет целый ряд гонений, возводимых, при каждом удобном случае, шиитами.
За все гонения они утешаются мыслью, что их предки господствовали над мусульманами и что наступит время, когда славный период их господства будет возстановлен.
Другие езиды, и в том числе гасаннийцы, совершенно отрекаются от Езида Оммайяда и отрицают принадлежность их к роду халифа. Они утверждают, что их родоначальник Эзда или Эздан, положивший основание езидской нации, ничего общаго не имеет с Езидом, истребителем шиитских мучеников, и что Эзда жил задолго до Магомета и Спасителя, а, следовательно, никаким образом не мог-бы участвовать в войне за Магометово наследство.
По другому, чисто мифическому, легендарному, мнению, езиды божественного происхождения. Мнение это высказывалось Пир-Гасаном и Гасан-агою, главою племени гасанлы. Пир-Гасан утверждал, что Эзда, положивший основание езидской нации и давший ей имя, полуангел-получеловек. Эзда ни от кого не происходит и создан Богом непосредственно. Эзди поэтому (езиды себя называют эзди, а не езидами), как потомки того гения, народ благословенный. Эзда находился в непосредственном сношении с Богом и входил в сонм ангелов-гениев. Слово “эзда”, по мнению Пир-Гасана, образовалось из фразы: ez da Xûda, т.е. меня дал (создал) Бог. Мнение Пир-Гасана находит некоторое, хотя и слабое, подтверждение в Зороастровом учении, следы которого сохранились в верованиях езидов. Известно, что трон Ормузда был окружен семью амшаспандами-князьями света; им подвластны были гении добра, известные под названием иезидов, а также ангелы-хранители людей. “Эзда” Пир-Гасана, как по созвучию, так и по назначению своему, имеет сходство с иезидами. Мнение его не выдерживает критики, но оно имеет то преимущество, что определяет положение езидов среди других национальностей, а именно, указывает на их иранское происхождение.
Касаясь различных объяснений происхождения езидов, нельзя пройти молчанием мнения, будто-бы езиды никто иные, как отпавшие от григорианской церкви армяне. В основание этого странного мнения легли некоторые факты из армянской истории. Дело в том, что армянские историки и летописцы (как, например, Моисей Хоренский, Корюн и др.) констатируют существование в пределах древней Армении секты аревапаштов (почитателей солнца) и дивапаштов (поклонников дьявола). Судя по позднейшим указаниям летописцев, секта эта продолжала свое существование вплоть до XI и даже XII в н.э. Так, Нерсес Благодатный, в одном послании к епископу города Самоста, советует ему путем увещеваний обратить в христианство сектантов - поклонников солнца и дьявола, которые еще прежде приходили к епископу с просьбой принять их в лоно армянской церкви. В послании Нерсеса Благодатного, между прочим, говорится: ... т.е. они (сектанты) родом и по языку армяне. Далее, в подтверждение армянского происхождения езидов, приводят и другия доказательства: армянский язык распространен между езидами, живущими в Турции и Русской Армении; езиды особенно симпатизируют армянской нации; с почтением относятся к церкви и храмам армянским ...
Но все это не может служить доказательством того, что езиды армянского происхождения. Во-первых, в послании Нерсеса Благодатного, которое можно считать самым прочным аргументом, трактуется о поклонниках солнца и дьявола лишь армянского происхождения; об езидах или о том, чтобы сектанты были езиды, ровно ничего не говорится.
Кто - же такие езиды и какого они происхождения? Езиды, кто бы ни был их родоначальник, положивший основание их национальности, курды в полном смысле этого слова. Доказательством этому служат: общность языка, типа, быта и всей вообще культуры, как курдов так и езидов. Езиды, как и курды, говорят курманджийским наречием, хотя сами называют свой язык “zyman-e ezdia”, т.е. языком эздi’ев и утверждают (вероятно, из национальной гордости), что курды говорят их языком, а не они курдским.
Дух солидарности и общественности развит сильнее у езидов, чем у курдов.
Езид, по складу своего характера, миролюбивее курда и склонен к мирным занятиям.
У езидов сохранилось до настоящего времени кастовое устройство. Весь народ делится на две, резко отличающиеся друг от друга, касты: на миридов (светских или мирян) и духовенства (rûhan). Обе касты одинаково замкнуты и недоступны. Мирид никогда и ни под каким видом не может вступить в ряды духовенства и, наоборот, духовное лицо не может сделаться миридом. Браки между миридами и лицами из духовных каст строго запрещены и считаются прелюбодеянием, хотя-бы они и были совершены по всем правилам обрядам религии.
... шейх берет жену из касты шейхов, пир - из касты пиров и т.д.
... браки с иноверцами запрещены абсолютно.
Езиды, не смотря на их относительную малочисленность, составляют народ, понимая это слово в этнографическом смысле. Они имеют свои национальные учреждения, даже свои органы власти. Не смотря на свою разбросанность в Турции, они сплочены между собою, живут обособленной религиозною и юридической жизнью и, путем пассивной борьбы, упорно отстаивают свое национальное единство, учреждения и власти. В каком-бы государстве ни жили езиды, они все-таки признают над собою верховенство национального главного шейха и эмира, живущих в Мосульской области.
Исследование юридического быта езидов приводит к заключению, что они, если и не теократический народ в строгом смысле этого слова, то во всяком случае, еще не успели отрешиться от теократических мировоззрений.
Как высшая духовная, так и светская власть сосредотачивается в руках главного шейха. Одни производят род теперешнего шейха Насра от Шейх-Адэ, другие – от первого его ученика. Очаг главного шейха с древнейших времен считается первым святилищем после храма Шейх-Адэ.
Личность и дом шейха священны и неприкосновенны; проклятие очага лежит на том, кто, как говорят езиды, "косо" смотрит на святилище и его представителя.
Права и власть шейха переходят к сыновьям, по праву первородства; но если старший сын оказывается недостойным этого высокого сана, то шейху наследует тот его сын, который превосходит других сыновей, как своими познаниями в делах веры, так и личными качествами.
Его первенство и главенство признают начальники всех племен”.7
"Каста шейхов состоит из пяти родов, которые, по утверждению самих шейхов, ведут свое происхождение от пяти святых мужей. Пять первоначальных родоначальников, от которых произошла вся каста, суть следующие шейхи: Шамс-Эддин, Факр-Эддин, Наср-Эддин, Седжа-Эддин и Шейх-Синн или Гассан-эль-Басри. Чтобы придать происхождению своему сверхъестественный характер, езидские шейхи уверяют, что родоначальники их, давши обет безбрачья, остались целомудренными. Они не могли вступить в брак, потому уже, что имели божественную природу. Но для того, чтобы иметь потомство, они создали по ребенку мужского пола и усыновили их. Усыновленныя дети впоследствии женились, и от их потомков образовалась каста шейхов.
К дому каждого шейха приурочено определенное число семей, составляющих его паству; паства у езидов организована подобно диоцезам и приходам, и духовное управление их всецело сосредотачивается в руках шейхов. Приход обеспечивает материальное существование своего шейха, установленными религиею поборами и добровольными приношениями, которыя жертвуются ежегодно несколько раз, и обыкновенно натурою…
Приношения эти настолько щедры и обильны, что вполне обеспечивают шейха на целый год; …
Приношения, которыя жертвует езид, в пользу духовного пастыря, имеют одну цель, а именно, угодить родоначальнику шейха, признаваемому за божество. Пожертвования – это дар, приносимый божеству через шейха, его потомка.
На обязанности шейха лежит наставление паствы в добро и удаления от зла. Шейхи призваны, между прочим, наставлять прихожан, что прелюбодеяние, любовная связь, а равно и брак с женщиною из духовных каст, или-же со всякой женщиною, не принадлежащей к езидской секте, одинаково запрещается религиею. Подобного рода браки, наравне с прелюбодеянием, считаются самым тяжким преступлением, какое только может совершить езид.
(Г.Сиуффи говорит, что ему не удалось добиться причин, по каким возбраняются браки между светскими и духовными лицами, или же с женщиной не принадлежащей к езидской секте. Но он почти уверен, что главная причина этого зрапрета заключается в стремлении к сохранению чистоты расы.)"8
"Иноверец не может стать езидом, им можно только родиться".9
“В каждом племени, кроме судов светских, существует специальный суд шейхов. ... в составе; здесь участвуют только духовные лица: шейхи, пиры, факиры, кавалы (во время разъездов). Единственное светское лицо в духовном суде – это начальник племени.
Главная задача суда шейхов - наставить заблуждающегося на путь истины. Самое строгое наказание, какое налагал суд шейхов - это экскоммуникация. Страшнее отлучения ничего нет для езида. Он проклят Богом и, как таковой, изгоняется из племени; от него отрекаются не только соплеменники и друзья, но даже родственники. Принять его в лоно езидского общества может только тот шейх, пир, факир или духовный суд, который отлучил его. Другой суд или другой шейх, пир или факир не вправе снять с него отлучение. Вот почему шейхи, при наложении экскоммуникации, действуют очень осмотрительно.”10
“Своими оригинальными обычаями, нравами и верованиями езиды не могли не обратить на себя особого внимания как своих соседей, так и европейских изследователей. История езидов передает целый ряд гонений, которые им пришлось претерпеть от магометан.
Главное обвинение против езидов, помимо того, что они будто-бы почитают дьявола, заключается именно в отсутствии у них священных книг. Но, вооружаясь таким образом против верований езидов, никто ни из представителей администрации, ни из населения края не в состоянии дать сколько-нибудь положительный ответ на вопрос: в чем-же, однако, состоят эти верования? Почти все иностранцы, путешествовавшие вдоль турецко-персидской границы, в своих сочинениях упоминают об езидах. Особенно подробно говорит о них Лэярд. Он жил среди них и находился в самых дружественных отношениях с эмиром езидов, Гуссейн-беем, ныне умершим. Лэярд был и в главном храме Шейх-Аде, на езидском празднике, но несмотря на все усилия, ему не удалось проникнуть в тайны езидской веры.
Езиды не принимают никого в свою веру. Езидом нельзя сделаться - им надо родиться.
Но езиды, принявшие имя дамасского калифа, очевидно существовали и до него, только они назывались "иездани", т.е. "почитатели Бога". По-персидски Иезд, или Иезда означает: Бог, Иезда, у древних "Иездани", будто-бы соответствовал персидскому Ормузду, т.е. началу добра.
Некоторые высказывают предположение, что иездани были некто иные, как парсы.
Есть еще другое толкование названия "езид". Фома, епископ Марги живший в IX веке, говорит во многих местах о поклонниках дьявола. Он рассказывает, что жители города Мукан, поклонялись идолу-дубу под именем: Язад или Яздад."11
"В лондонском же сиро-египетском обществе читал Энсворт, известный путешественник, 13 февраля 1855 года записку, в которой он изложивши в коротком очерке, историю Езидов и мнения других путешественников и изследователей о них, и означивши границы их распространения, старается доказать ассирийское происхождение этих язычников. Он ссылается:
1. на открытие близ святыни Шейх-Ади скульптуры в Бавиане со священными символами, сходными с езидским Мелик-Таус, ...
2. на то, что древние Ассириане поклонялись также демону-птице (Jynge),
3. на священность ключей в древности и ныне,
4. на поклонение Езидов солнцу и огню,
5. на их почитание к другим ассирийским символам, как символам льва, змеи и топора,
6. на физическия свойства Езидов,
7. на то, что мужчины носят кольца, а женщины украшаются древними резанными каменьями и цилиндрами ассирийскими, наконец,
8. на то обстоятельство, что большее число Езидов обитает близ древней Ниневии, и что их святыня вблизи народной святыни Ассириан (т.е. Бавиана)".12
"Притчард, Риттер, Айнсворт, Гарцони, Нибур, Руссо, Буккингам, Форбес и Саси, - очень много писали об Иезидах, но вопрос об этом племени еще далеко, не вполне решен нашими учеными этнографами и путешественниками.
Нельзя отвергнуть, что по происхождению они сродни Курдам, а следовательно и Кардухам, от которых как полагают произошли некоторыя Курдские племена.
Между тем множество, смелых гипотез разных ученых этнографов и путешественников, нисколько не поясняют задачи о действительном происхождении Иезидов.
Курды, исповедующие Магометанскую веру, называют Иезидов шайтан перест, т.е. молящиеся дьяволу. Айнсворт и Раулинсон производят слово Иезиды от Иезден - города в Адиабене, ...
Магометанские курды думают, что родоначальник Иезидов, должен быть сын Моавии и истребитель Алиева рода, известный Иезид. Форбес долго живший в Синджарских горах принимает их за отпавшую магометанскую секту, а по мнению Докт. Гранта, они происходят от Иудеев, на том основании, что у них существует обряд обрезания и праздник, по времени в которое празднуется и обрядом очень похожий на нашу Пасху. То-же самое мнение подтверждается книгами Мар-Шимру, писанными в 1253 году."13
"По языку, физиономии, образу жизни, форме и внутреннему устройству домов, одежде, умственному развитию и другим характеристическим чертам, они совершенно сходны с Курдами, но превосходят их мужеством, твердостью духа, чистотою нравов, честностью и благородством. Имя Иезид возбуждало, и теперь еще возбуждает, отвращение и ужас во всех азиатских народах, и даже в хищных Аравитянах, между которыми также живут Иезиды.
... народ этот назван поклонниками дъявола, единственно по причине ненависти и презрения к ним соседних народов, известных своим фанатизмом, непонимающих истинного значения их догматов, и потому, что они не в состоянии объять нравственную философию, отличающую эти грубыя, но глубокочувствующия и мыслящия общества, от многих соседей их. Поносительное прозвище (поклонников дьявола) произошло от того, что Иезиды в противность всем вероисповеданиям, оказывают участие и некоторое сожаление к судьбе злого духа, но отнюдь не божеское почитание, как вообще все думают. Они говорят: все злое и худое делает сам человек и только тщетно старается показывать, по врожденной ему привычке, что другой был соблазнителем и виновником его злых дел. Бог единожды низверг и лишил достоинства заблуждшаго духа; но дескать, несообразно было бы с Его могуществом и всеблагим милосердием - чувство мести и презрения к такому ничтожному творению. Потому то, он рано или поздно умилостивится и слишком жестоко было бы, во-первых, вмешиваться во всемудрое правление Господа; во-вторых, увеличивать поношением и презрением, бедствие проклятого творения Божия. И так, беда тому, кто в присутствии его произнесет имя сатаны или шайтана, или еще хуже, плюнет на дъявола.
Если собрать и сблизить все их понятия и мысли, то по истине должно удивляться, судя беспристрастно и не близоруко, как такой грубый кочевой народ мог достигнуть подобного нравственного образования!”1
"Они (Езиды) не отрицают никакую религию, никакое чужое вероисповедание, наоборот, проявляют величайшее уважение к ним. Даже никакая христианская секта не проявляет подобного большого уважения к чужому вероисповеданию, как они, и такого скромного мнения о себе, как опять-таки они."15
"Не менее благородная черта характера их состоит в высоком почитании других народов и унижении себя в сравнении с ними, даже относительно вероисповедания. Никогда Езид не нарушит данного им единожды честного слова, хотя бы ему угрожали за то мучительнейшей смертью; никогда порученную ему чужую собственность не присвоит себе, что-бы и чье-бы то ни было: но возвратит непременно, хотя бы через несколько лет, настоящему владельцу, - и никогда не даст денег на проценты, для роста, но потребует только данную сумму, даже после нескольких лет. Никогда не потребует он однажды отданной другому земли, хотя бы она сделалась гораздо лучше и плодоноснее, и наконец, еще прекрасная черта Иезида, что никакия сокровища в мире не соблазняют его и не заставят обольщать чужеземку. Гостеприимство, простота, уважение к старшим и людям поставленными старшими, родительская любовь, помощь неимущим, незлопамятность и примирение с ними, при первом воззвании; а с другой стороны разбойничество, кровная месть, - словом, у них есть смесь пороков и добродетелей, которых не совсем чужды даже самым лучшим народам в мире.
Иезиды и вероисповедание их, не смотря на то, что повсюду были преследуемы и всеми ненавистны, доныне сохранились неприкосновенными, по причине своей неустрашимости и врожденного мужества, с которым народ этот встречал и отражал своих смертельных врагов. Последние подвергались еще ужаснейшей участи, потому что должны были отказаться от своей веры. Геройски сражались они (эзиды) за священное достояние всех народов и бесчисленное множество воинов запечатлело веру отцов мученической смертью; другие были вынуждены принять магометантство и получить за то свободу".16
“Езиды - название части курдов, исповедующих особую религию - езидство, основанное судя по дошедшим до нас данным в XII в. н. э. Основателем ее считается Шейх Ади ибн Музаффар (1073-1163 г.г.), которого езиды считают своим пророком.”17
“... Сиуффи первый привел больше доказательств в пользу того, что Шейх-Адэ был историческим лицом. Судя по указаниям арабских и халдейских летописей, которыми пользовался наш автор, Шейх Адэ-бен-Муссафер жил в VI в. и умер в 555-558 г. гиджеры он родился в области Хакьяри, в деревне Бейт-Фар; первая была подвластна Мосулу, а вторая Баальбеку. Знаменитый Шейх происходит от рода Омайадов, хотя езидские предания и считают его воплощением божества.
Побывав у знаменитых шейхов и святых, как-то Акил-эл-Манги, Гаммад-эл-Даббас, Абин-Нажиб, Абд-эл-Кадер-эл-Хагрузури, Абд-эл-Кадер-эл-Джили и Абул-Вафа-эл-Гулвани, Адэ удалился в хакьярские горы и там построил для себя келью. Шейх Адэ отличался святостью жизни и представлял собой истый и самый совершенный тип анахорета. Строгое воздержание, всякого рода лишения и умерщвление плоти изнурили его оканчательно; когда он, во время молитвы, падал ниц или припадал к земле, мозг его, приходя в столкновение со стенками черепа, производил шум, подобный тому, который происходит от кремня, катящагося по каменистой сухой местности. Шейх-Адэ совершал чудеса и проповедовал добро; неудивительно поэтому, если его почитали не только последователи его вероучения, но даже иноверцы. Ему одинаково послушны были как люди, так змеи и львы, обитавшие в окрестных горах. После смерти знаменитаго шейха, останки его погребены были в Хакьяри, в той самой келье, где он провел всю жизнь свою. Могила его является главнейшим святым местом, куда стекаются паломники со всего езидского мира.
Область Хакьяри, где поселился Шейх-Адэ, была населена езидами; последние отступили от веры предков и потому блуждали во мраке невежественного безверия. Основные догматы преданы были забвению; духовные пастыри путем брачных союзов и кровосмешения слились с прихожанами. Шейх-Адэ задался целью вернуть заблуждавшийся народ на путь истины и восстановить пришедшее в упадок и забвение стародавнее вероучение. Для этой цели он созвал на общий совет всех светских и духовных начальников народа; но на собрании возникли недоразумения: некоторые, усомнившись в святости шейха, отказались признать его верховенство и проповедываемое им учение. Все усиливавшаяся рознь грозила расколом и распаданием езидов. Для предотвращения такого бедствия, Адэ обратился к собранию с миролюбивой и отеческой речью; совершил ряд чудес, которые так подействовали на воображение его противников, что те, убедившись в святости Адэ, признали его учение и верховенство.
В память этого события - объединения езидов и восстановления прежней веры - установлен так - называемый “праздник возсоединения”, который и до-сих-пор ежегодно празднуется очень торжественно.
После умиротворения народа и успокоения умов, Шейх-Адэ стал проповедовать свое учение и знакомить своих последователей с основными началами последнего. Одним из первых предметов забот его был вопрос о браке; он установил степени родства, в которых разрешается, или запрещается брак. Далее, он возстановил старый закон, возбранявший браки между духовными и светскими лицами, т.е. брак между прихожанами и их духовными пастырями; он-же установил степени священства и запретил браки между различными духовными кастами; ...
Вероучение Шейх-Адэ карает смертью всякого духовнаго пастыря, совершающаго преступное покушение на целомудрие женщины из прихожан; таком