"Только Османская империя может навести порядок в Ираке".
Это слова одного из персонажей главного турецкого блокбастера "Долина волков. Ирак" ("Kurtlar Vadisi. Irak"), потрясшего мир истовостью, с которой главный союзник США на Ближнем и Среднем Востоке обмозговывает действия Америки, иракскую разруху и варианты собственного вмешательства в то и другое. "Долина волков" начиналась как сериал, который в кратчайшие сроки стал для турецкого народа культовым, как для нас "Семнадцать мгновений", "Место встречи" и "Бригада" вместе взятые. С января 2003 года в течение трех лет улицы от Стамбула до самых окраин вымирали, едва начиналась очередная серия, дети играли исключительно в Полада Алемдара, а отдельные деревни устраивали ритуальные похороны его погибших сподвижников. Алемдар — это оперативный псевдоним засекреченного агента спецслужб Али Жандана, который, вернувшись из затяжных командировок в Косово и Боснию, изменил внешность, внедрился в турецкую мафию, спустя три трудных года возглавил ее и принялся уничтожать — под самый иноземный и масонский (без преувеличения) корень. В Алемдара — мастера боевых искусств и стрелка из всего на свете, бегло говорящего на английском, французском, арабском, курдском и русском (именно в такой последовательности) языках,— влюбилась вся страна, легко простившая новому герою и небрутальную пухлощекость, и невиданную отмороженность: до "Долины волков" положительный турецкий телегерой все-таки глотки отрицательным не резал, во всяком случае крупным планом. К 2006 году сериал, купленный уже азербайджанским и казахским каналами, окончательно вышел на международный уровень: в последних сериях снялись Шэрон Стоун и Энди Гарсиа. И продюсеры поняли, что только Полад Алемдар может смыть позор, жгущий национальную память с 4 июля 2003 года. В тот день представители американского контингента в Ираке подвергли союзников зверскому унижению: подозревая их в подготовке покушения на губернатора Киркука, американцы окружили турецкий штаб в Сулеймании, разоружили спецназовцев, получивших приказ не сопротивляться, вывели командиров с пластиковыми мешками на головах, переправили в Багдад и трое суток продержали под арестом. По итогам расследования Вашингтон и Стамбул выразили сожаление по поводу "инцидента с мешками" и признали его "большой ошибкой", но турецкому общественному мнению это показалось недостаточным, тем более что впоследствии один из арестованных офицеров, не вынеся позора, застрелился. Но по задумке создателей "Долины волков. Ирак" перед смертью он отправил письмо старому другу Поладу. И Алемдар с двумя помощниками отправился мстить. Диверсанты намеревались подвергнуть унижению главного американского гада, которого сыграл Билли Зейн. Однако герой Зейна не позволяет взорвать себя, хитроумно прикрывшись невинными детишками. Удрученные турки удаляются, и начинается взаимная охота на фоне иракской войны. И вот этот фон наиболее интересен, тем более что ради него кино и затевалось. По версии авторов фильма, США вторглись в Ирак не ради демократии, нефти или свержения ненавистного Саддама. Единственная цель, которую преследуют американцы,— получить доступ к большому количеству физически здоровых людей, из которых можно ежедневно вырезать почки, сердца, желудки для отправки в клиники США, Израиля и Европы. Правда, выстроить с местным населением нормальный товарообмен "почки в обмен на продовольствие" эти садисты не способны. Они могут лишь расстреливать свадьбы, убивать детей, вырезать женщин и травить собаками стариков (вторая голливудская микрозвезда фильма, Гэри Бьюзи, играющий еврейского доктора-трансплантолога, устраивает герою Зейна натуральную истерику на тему "прекрати портить мое сырье"). А местные арабы не способны противопоставить этому ничего серьезнее червленых ножиков и бессмысленных самоподрывов. И только посланцы Османской империи — в общем, цитата уже приводилась. "Долина волков. Ирак" стала самым дорогим и самым прибыльным фильмом Турции: бюджет оценивается в $8-10 млн, сборы в национальном прокате — $20,5 млн. Еще $2,8 млн картина заработала в Германии, где ее пытались посмотреть 2 млн осевших в стране турок. Удалось это не всем: против "антиамериканского, антиевропейского и антисемитского" фильма выступили представители НАТО, еврейских общин и ряда муниципалитетов, под нажимом которых прокатчики предпочли свернуть прокат досрочно. По схожим причинам, видимо, не случился показ в СНГ, Америке и большей части Европы, хотя продюсеры возлагали особые надежды как на уже прикормленные сериалом Азербайджан с Казахстаном, так и на Россию, известную особым отношением к США. Примечательно, что и российская, и американская премьеры все-таки состоялись — турецкий блокбастер демонстрировался на мусульманских фестивалях, прошедших в июле и сентябре 2006 года в Сан-Франциско и Казани. |
тему читают: