Народ, давно думал открыть тему, но сомневался в её целесообразности. Но недавнее выступление очередного книазя всё же вернуло меня к этой теме.
Речь идёт об "исторической дружбе" между армянами и грузинами. Более того, в этой связи часто грузинами эксплуатируется мыслеформа об освобождении Армении грузинскими царями.
В этой связи хотелось бы услышать от людей, компетентных в частных вопросах данной проблемы. В целом проблема, на мой взгляд, видится таким образом:
Значение термина "վրացի" в современном армянском практически замещено русским пониманием термина "грузин". На самом деле мы можем заметить, что понятие это собирательное, неэтническое, а географическое. Уже в советское время понятие "грузин" поглотило такие понятия, как сван, мегрел и т.п., т.е. мы имеем дело, по сути, с синтетическим народом по типу гейдарбаджанцев. То же самое относится к территории, воспринимаемой сегодня, как "Грузия". Но ведь мы знаем, что они как бы были и раньше. В этом смысле хотелось бы восстановить картинку - кого наши предки называли "վրացի" и насколько нынешние "грузины" являются их преемниками.
Раз начал я, я первый выкладываю свою точку зрения.
Ещё в начале нашей эры(начиная со 2 века) Армению начинают тревожить набеги дикарей с Севера. Поскольку армянские цари знали географию и занимались геополитикой намного успешнее современных руководителей, проблема была решена довольно просто - Были совершены экпедиционные рейды в места возможного проникновения за Кавказский хребет. Если в Ахванке было обнаружено довольно вменяемое государство, то с ним был просто заключён договор об охране Аланских ворот(Дербент), но в непосредственной близости хребта (в Вирке) жили настолько дикие жители(да-да, картлики), что заключать с ними договор не представлялось возможным. Задача была решена т.о.: Туда был направлен наместник(генерал-губернатор) с экспедиционным корпусом, который просто изобразил там наличие государства, которым лично и руководил. К сожалению, царская власть в Армении после этих событий продержалась недолго(ну это из другого раздела
) и Ветвь Баргатидов, сидевшая в Тифлисе, и управлявшая Вирком, на фоне идеологического разброда(чему удивляться не приходится) приняла христианство византийского толка. Естественно, их подданные были быстренько приведены в соответствие. В дальнейшем все армяне, попадавшие в поле действия этой массы, подвергались давлению с целью присоединения к господствующей религии. Некоторые из них, не приемля такого выхода, даже становились мусульманами, когда таковые появились в регионе. Так на свет появились, кстати, "турки-месхетинцы"(Кайваз вообще предположил, что это потомки павликиан, как алевиты, почему они и не приняли христианство - по причине его известного "миролюбия и всепощенчества" только по отношению к врагам).
Что такое "помощь в освобождении Армении" со стороны тифлисских Багратидов? Понимая, что более не могут расчитывать на значимое место в традиционном армянском мире, мне кажется они просто ждали когда их родственников из соседних областей задавит враг, а они возьмут эти области под себя под видом освобождения. Вспомним, что одно время вся Армения представляла из себя компот из владений всяких-разных Багратидов. Отсюда, кстати, и проистекают притязания нынешних "грузин" на исторические армянские земли.
Та же синтетическая сущность вынуждает их утверждать об отсутствии абхазского государства или аланског в истории. Хотя мы-то точно знаем, что наши цари бывало женились на абхазских княжнах или царевнах. А наших царей нет уже давно, оникончились раньше появления Грузии на мировй арене.
Теперь об упоминаниях у античных авторов. Мы там видим некие формирования, которые имеют чёткое именование - Колхида, Гурия, и т.п. Но никто из этих авторов никогда не утверждал, что эти разнородные племена говорили на одном или хотя бы похожих языках. Так где Древняя Грузия? Мой ответ - к западу от Древнего Азербайджана.
Ну вот так, сумбурно, но, кажется мысль понятна. Добавляйте или критикуйте.