Как азербайджанцы грузин травили
Артем ЕРКАНЯН
Российский телеканал “НТВ” в понедельник сообщил о том, что в ходе разгона демонстрации в Тбилиси 7-го ноября применялась запрещенная международными конвенциями спецтехника. Речь идет о некой системе, которая посредством звукового сигнала вызывает у людей панику и способна привести к психическим отклонениям. Осознавали ли грузинские правоохранители, с чем они имеют дело, или тбилисских правителей кто-то подставил, посоветовав эффективное средство? Ответ на этот вопрос может дать стенограмма секретного телефонного разговора между министрами внутренних дел Грузии и Азербайджана, который состоялся за два дня до разгона демонстрации.
Из стенограммы следует, что грузинских оппозиционеров травили азербайджанскими спецсредствами. Более того, появились серьезные основания полагать, что в акцию по разгону демонстрантов были вовлечены азербайджанские спецназовцы. Однако начнем все по порядку. В субботу ереванский интернет-портал “www.panarmenian.net” получил от некоего источника в Тбилиси аудиозапись секретного телефонного разговора министра внутренних дел Грузии Иванэ Мерабишвили с азербайджанским коллегой Рамилем Усубовым. Дословная стенограмма разговора была в тот же день опубликована на сайте. Оснований сомневаться в том, что на пленке действительно голоса министров, не приходится, так как за трое суток после публикации стенограммы ни из Тбилиси, ни из Баку опровержения не последовало. О причинах того, что грузинский источник решил вовлечь в распространение компромата армянское СМИ, можно, конечно, догадываться. Но в данном случае важен сам факт того, что скандальная запись действительно подтверждает факт участия азербайджанских спецслужб в отравлении сотен грузинских оппозиционеров.
Теперь о содержании самой записи. Человек, представляющийся как Иванэ Сергеевич, называет собеседника Рамилем Идрисовичем. Обращаясь к нему как к старому другу, прежде всего ставит в известность о том, что власти Грузии приняли решение закрыть оппозиционное телевидение и ввести чрезвычайное положение. Реакция с другого конца провода неожиданная: “Правильно сделали. Давно надо было”. Дальше Иванэ Сергеевич сразу переходит к делу и просит помочь в обеспечении спецсредствами для разгона демонстрации оппозиции. “У нас спецсредств оказалось очень мало. Мы были очень самонадеянны. Если имеется возможность какой-то помощи...” Рамиль Идрисович ссылается на распоряжение сверху, обещает помочь. “Мне господин президент дал указание оказать всяческую помощь. Поэтому я прошу, вот вы скажите, что надо. Резиновые пули нужны? Так. Записываю — резиновые пули. Что еще?..” Но собеседник совершенно не ориентируется и не знает, что именно ему просить. “Рамиль Идрисович, ну вы лучше меня знаете, что нам пригодится, честно говоря...” Куда более опытный в травле оппозиционеров азербайджанский коллега все берет на себя. Он очень рекомендует некое шумовое оружие. “...Шумовые и газовые тоже. Вам оба надо. Шумовые, знаете, сильный шум дают. Они боятся. Я это все знаю...” Не о том ли самом запрещенном шумовом спецсредстве идет речь?
Здесь необходимо небольшое отступление. Журналисты “НТВ” выяснили, что примененное 7-го ноября спецсредство способно вызывать мощнейший звуковой и акустический импульс, почти в тысячу раз превосходящий порог, который люди могут воспринимать безболезненно. Импульс этот вызывает у человека острую боль в ушах, чувство необъяснимого неконтролируемого страха и панику. По оценкам некоторых специалистов, применение данной системы может вызывать психические расстройства. Согласно тому же источнику, эта техника применялась американскими войсками в ходе боевых действий в Ираке.
Вернемся в разговору министров. Далее собеседник с бакинского конца провода подробно описывает механизм поставки необходимого для разгона демонстрации спецоборудования. Рамиль Идрисович и в этом вопросе тоже все берет на себя. “Вам машину не надо направлять — мы будем грузить весь этот груз на свою машину, привезем в Казах на границу...” На этом разговор, по существу, заканчивается. Иванэ Сергеевич благодарит за помощь, и собеседники договариваются созвониться через час. (За это время бакинский коллега обещает успеть переговорить обо всем с командующим внутренними войсками.) Если грузинским оппозиционерам удалось бы добыть запись и второй беседы министров, у нас было бы более отчетливое представление о степени участия азербайджанских спецслужб в акции по разгону тбилисской демонстрации. Но и приведенных цитат достаточно для того, чтобы заметить, что в Грузии не имели опыта применения средств, обещанных бакинским собеседником. Стало быть, вместе с доставленной спецтехникой в Тбилиси должны были прибыть и специалисты, занимающиеся ее эксплуатацией. Сколько их было — неизвестно, но о роли, которую они сыграли в событиях 7-го ноября, уже нетрудно догадываться.
Известно, что в результате применения спецсредств — газовых гранат, резиновых пуль, шумовых и акустических установок — было госпитализировано свыше пятисот мирных граждан. Некоторые из них по сей день не могут выйти из шокового состояния. Впрочем, в шоке, судя по всему, были и грузинские правители, отдавшие приказ о применении против демонстрантов спецсредств. Они явно не ожидали, что раненых будет так много. Создается впечатление, что кто-то оказал Михаилу Саакашвили медвежью услугу, порекомендовав обратиться за помощью в разгоне оппозиционеров к Ильхаму Алиеву. Азербайджанские спецслужбы и с собственными оппозиционерами никогда не церемонились. Что уж говорить о соседних...