17 марта 2005 года в Государственном Кремлевском Дворце состоялся торжественный концерт в честь празднования лезгинского народного праздника "Яран сувар" (Праздник весны).

В концерте приняли участие звезды лезгинской, дагестанской и российской эстрады:
Сульгия Гаджиева
Залина Шамова
Группа "Сувар" г. Кусары (художественный руководитель Седагет Керимова).
"Шамо"
Надежда Бабкина
Александр Маршал
и другие.
# 66625
Что интересно этот праздник проходит примерно в эти же даты, как и у других автохтонов Азарбайджана-талышей. Говорят он восходит еще к язычеству , праздновался и армянами, потом правда перешли на празднование Нового года по христианским датам.
# 68378
Традиция проведения демов


О традиции проведения демов.

Демы – танцевальные вечера в прошлом составляли очень яркую часть разнообразных празднеств, проводимых лезгинами и родственными им народами. Обратимся к словарям, чтобы разобраться в том, что из себя представляет «дем».

ДЕМ – танцевальный вечер; танцы на свадьбе; дем кутун начать танцевальный вечер; дем аладарун кончить танцевальный вечер. (Б.Б. Талибов, Гаджиев М.М. Лезгинско-русский словарь. Москва, 1966)

ДЕМ – мехъериз кьуьлер ийидай нянин мярекат. Ша, мугьманар, гьаятдиз, Ацукьа чи демина. Шукур хьурай гъуцариз, Авазва чун кефина. З.Р., Б.С. Шарвили Низ ят1ани хва хьана. Жумарт демдин абур я. А.С. РикI ва жибин. Дем ават1а, кутар гъиле яхъ вуна, Килигмир вун рик1из гудай А.С. Дишегьли. Вучиз вуна наз маса гуз Дамахарда, лагь, зи вилик? Накь демина «ша» лагьайла, Куьз атанач зи кьуьлуьник? Ш.Ю. Гадани руш.

дем кутун [къурмишун] гл., ни 1) мехъерик кьуьлер ийидай мярекат арадиз гъун, кьиле тухун. Пачагьди гьасятда дем къурмишна, рушанни етим гададин мехъер авуна. Ф. Акьуллу паб. 2) куьч. шадвиляй кьулер авун. Шадвилин межлис Гьажимурадан дараматдиз мукьва хьана. Инални еке дем кутуна. С. Ярагъви ашукь Уьзден. (А.Г. Гюльмагомедов. Словарь лезгинского языка (на лезгинском языке). 1 том А-КI. Москва, 2004)

Как мы видим, демами являются праздничные вечера, основным или единственным содержанием которых были танцы – «кьуьлер». В одних случаях демами называют танцевальные вечера в целом, в других случаях – только танцы на свадьбах.

У Ризахановой М.Ш. уточняется понятие «дем» в контексте свадьбы:

«Ночные танцы – «дем» с участием почти всей молодежи селения, проводились в одном из самых больших крытых дворов селения. Они проходили весьма оживленно, особенно когда в танцевальный круг вступали ряженые…»1

В литературе, посвященной обычаям, культуре, музыкальному и танцевальному творчеству лезгин, мы находим употребление слова «дем» по отношению к любым праздничным и массовым мероприятиям танцевального содержания.

Так, у Сейфуллы Керимова «дем» упоминается в описании обычая взаимопомощи – «мел»:

«Пение с танцами происходило в моменты перерыва между работами. Мел сопровождался также угощением. Вечером устраивались танцы, в которых принимало участие население почти всех возрастов. Такой вечер назывался «дем». На деме ничего кроме танцев не проводилось»2.


Особое значение для лезгин и народов лезгинской группы имели празднества и обряды, относимые к календарным. Танцы служили неотъемлемой частью данных празднеств. Многие из этих праздников сохранились и по сей день.

Важнейшим таким праздником является «Яран Сувар»3, отмечаемый в день весеннего равноденствия. Он отмечался особо торжественно. Музыка, танцы, выступление канатоходцев, разнообразные игры и обряды, предшествовали прыжкам через костры, которые разжигаются ближе к вечеру. После этого праздник продолжался до самого утра. У лезгин эта ночь называется – «ЦIийи йиф»4.

Очень красивыми праздниками являются «Цуькверин сувар»5 и «Чепер сув»6, проводимые на горном склоне близ сел. Чепер (Джаба), а также и в других местах в Ахтынского и Докузпаринского районов.

А.М. Ганиева отмечает, что вначале выбирается «шах» и «королева цветов». На голову последней надевают венок из цветов и во главе с ней начинаются танцы, пение, игры7.

«Накануне проводятся вечера танцев и игр, которые становятся как бы генеральной репетицией к весеннему молодежному шествию… Праздник этот представляет собой исключительно красивую картину: на фоне горного пейзажа соревнуются певцы, сказители, танцоры, наездники и т.д.».8

Не менее интересным праздником является КIару9, отмечаемый лезгинами, табасаранцами и агулами. Другое название этого праздника – «ПIилийрин сувар»10. Он также сопровождался разными мероприятиями, в том числе и танцами11.

В настоящее время славная традиция проведения массовых танцевальных мероприятий получает новое воплощение. Во многих крупных городах Азербайджана и России организуются демы, собирающие, главным образом, молодежь. Конечно, по форме проведения они сильно отличаются от традиционных демов, проводимых на природе. Тем не менее, они выполняют свои основные функции в условиях города: консолидацию лезгин, а также представителей родственных им народов, и в содержательном плане наполнены национальной музыкой, танцами и разнообразными играми и конкурсами.

1 М.Ш. Ризаханова. Лезгины. XIX – нач. XX в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2005. С. 152-153

2 С. Керимов. Народное музыкальное творчество лезгин. Махачкала, 1961. С. 9

3 праздник весны, Нового года, солнца, бога (богини) Яр. Под разными названиями известен у всех народов лезгинской группы, а также у лакцев и кайтагцев

4 т.е. «Новая ночь», с 21 на 22 марта

5 т.е. праздник цветов

6 гора Чепер или точнее склон горы, покрытый в это время благоухающими альпийскими лугами

7 А.М. Ганиева. Очерки устно-поэтического творчества лезгин. Москва, 2004. С. 26

8 С. Керимов. Указ. соч. С. 10

9 так называется местность между лезгинскими селениями Касумкент и Алкадар

10 или «ПIинийрин сувар», т.е. праздник черешни

11 М.Ш. Ризаханова. Лезгины. XIX – нач. XX в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2005. С. 272
тему читают: