IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Исторические связи Джарской области с соседними странами
ZIDANE
сообщение 11.1.2008, 13:56
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Совет Юзеров
Сообщений: 3 315
Регистрация: 23.1.2007
Из: Толерант по месту Рождения
Пользователь №: 3



Исторические связи Джарской области с соседними странами

Джарская область занимает географическое пространство, лежащее по южную сторону от Чечни и юго-западного Дагестана, а также между современным Тбилиси и горами к востоку от него. Под Джарской областью подразумеваются также, собственно, территории государств, в разное время разным образом, образовавшиеся в Алазанской долине. К числу таких государственных образований можно отнести Албанию – Лпин, Эретию, Гъолода-Эль, Джарский Союз, 3акатальский Округ.
До конца XVII в. Джарская область в политическом отношении составляла одно целое с Кахетией. Исторические связи Джарской области с народам Дагестана и Азербайджана имеют очень глубокие корни и давнюю традицию. История этих взаимоотношений имеет ряд характерных особенностей, которые не всегда происходили мирно, но, тем не менее, продолжали развиваться на пути тесного и взаимовыгодного сотрудничества. Исключительность и характерные особенности этого процесса легче всего проследить в рамках политических образований, что мы и постараемся сделать, опираясь на исторический опыт Джарского Союза и Закатальского Округа. Одним из ярких свидетельств исторических связей между народами является культура, верования, а также хозяйственные и социальные отношения, существующие внутри государства. Они как нельзя лучше характеризуют уровень доверия между различными этническими группами и социальными слоями населения.
В целом, Джарская область никогда не была страной моноэтнической, однако, нельзя исключать того факта, что один из этих народов всегда занимал доминирующее положение над остальными и его голос имел решающее значение на всех совместных общественных собраниях. Этому нередко способствовали качество ума и характера . Полиэтничность джарской общественности была лишена ярко выраженного внутреннего противостояния, но, говоря о полиэтническом Джаре, следует отметить, что здесь обнаруживается «полиэтничность», возникшая на местных корнях, и «полиэтничностъ», образовавшаяся под воздействием внешних факторов. Эта проблема могла бы стать интересным предметом исследования.
В силу своего географического и политического положения, Джарская область очень часто оказывалась на пути народных переселений, что не могло не сказаться, на характере международных отношений внутри страны. Сегодня мы не можем окончательно утверждать, за исключением некоторых случаев, какие причины могли послужить миграции целых народов, как на Кавказ, так и с Кавказа. В ряду причин, послуживших полиэтничести в Джарской области, необходимо отметить, не раз воспетые природно-климатические условия, которые позволяли человеку противостоять угрозам природных стихий, подрывавших экономику и стабильный рост уровня жизни. Однако, Джарская область с присущими ей наивыгоднейшим геополитическим положением и благоприятными природно-климатическими условиями, все равно, не могла бы быть столь привлекательна для народов, лишись она той особенности, которым обладало джарское государство. Джарский Союз был государством, чье политическое устройство и характер социальных отношений позволило объединить вокруг себя и сплотить воедино различные этнические группы Кавказа. Множество фактов свидетельствуют о том, как простой народ и в Дагестане, и в Азербайджане, и в Грузии с симпатией относился к Джару, которому были чужды дворцовые интриги и феодальные междоусобицы. Под покровительство Джарского Союза, уже традиционно на протяжении нескольких столетий управляемому старейшинами, а также как к наиболее богатому в крае, добровольно переходили как представители простого народе так и представители высших сословий . Этому нередко предшествовало приглашение джарцев, обращенное к народам Дагестана, Азербайджана и Грузии. Они вне зависимости от религиозной и национальной принадлежности, приглашались на пустопорожние земли Джара. Это в не меньшей мере, чем все другие обстоятельства, позволило Джару оказывать заметное влияние на ход исторических процессов в Закавказье. Не только в политических комбинациях мелких ханств Азербайджана и Дагестана поддержка джарцев играла решающую роль, но и обе главные соперницы – Турция и Иран – стремились заручиться союзом с Джаром.
Под сильным влиянием Джарского Союза, граничащим с зависимостью, находился ряд обществ Западного Дагестана, с которыми джарцев связывали не только общие политические и экономические интересы, но и родство. Дагестан обеспечивал джарцам надёжный тыл, что было крайне важно в борьбе с южными пассионариями.
Народы Дагестана участвовали во всех военных предприятиях джарцев, оказывая поддержку не только морально-духовную, но также выставляли живую силу для борьбы с врагами. Необходимо отметить характерные особенности мирной жизни народов Дагестана и Азербайджана в Джарской области. Нельзя исключать того факта, что положение приглашённых и добровольно перешедших на сторону Джарского Союза народов отличалось, но даже самая незначительная степень этого отличия основывалась на взаимном согласии этих народов.
В том, что джарцы (закавказские аварцы) занимали более высокое социальное положение, нельзя ни в коей мере усматривать факта ущемления интересов нацменьшинств. Подобное обстоятельство, скорее всего, было обусловлено мусульманским правом, древними адатами и традициями, нередко политическим расчётом и идеологией джарского аристо-демократизма, который служа патриотическим интересам джарцев, исходил из соображения «каждому своё».
Жившие, например, в Джарском Союзе ингилои и мугалы, признав над собою власть аварского джамаата, отбывали повинности, сложившиеся ещё при господстве грузинских, персидских, турецких, а позже и русских наместников. Они пользовались ни чем не ограниченным со стороны владельцев правом пользования и распоряжения землёй: поселяне могли свободно отчуждать их, закладывать, дарить, давать в приданное и пр. Единственное отношение владельцев к поселянам заключалось в том, что последние были обязаны вовремя и надлежащим образом уплачивать ежегодный доход владельцам земными произведениями, а также вносить определенную сумму в государственную казну от прибыли в предпринимательской и коммерческой деятельности как внутри, так и за пределами страны добытой. При этом, важно отметить, что народ не был беден и обременен налогами, а кешкельный сбор с поселенцев до начала XIX века, был невелик (5-10%) и почти символическим, что позволяло некоторым старшинам мугало-ингилойских сёл, будучи ответственными за платежи своих соплеменников, повышать в тайне от тех и других, проценты взноса, то есть сумму и размер повинности, обращая излишек сверх следуемого в свою пользу. Тех, кто не был закрепощён и сохранял свободу землевладения и своей личности нередко принимали в состав аварских тухумов путём усыновления. Среди таких фамилий были представители самых разных народов, в том числе и ингилоев, мугалов, арабов, армян, а также дагестанских народов. Различные этнические группы Джарской области складывались, прежде всего, в рамках социально-производственных групп. Позже некоторые представители таких тухумов стали выделяться из рядов равноправных членов джамаата. Нужно отметить, что джарцы всегда отдавали должное прославившимся или проявившим себя и боях за независимость страны. Так, в вознаграждение за заслуги перед отечеством, джамаат в виде вознаграждения предоставлял своим героям отдельные участки земли, не облагаемые налогом. Новые владельцы земли селили на этих землях крестьян, которые обязывались платить кешкелъ хозяину, который утаивал этот факт от джамаата. Так, с XIX века мы видим в числе кешкелевладельцев людей, которые воспользовавшись тем или иным доверием джамаата, решили благополучно устроить свою личную жизнь. Это было нарушением законов Джара, потому что юридическим собственником всей земли, в том числе и земель ингилоев и мугалов, считалось вольное общество – джамаат в целом, и именно джамаату могли принадлежать все сеньериальные права, но не отдельным лицам. Медленный процесс концентрации кешкелевладения в руках выделившихся из рядов равноправных членов джамаата, стало позже вызывать борьбу внутри вольных обществ, что не могло не ослабить её государственность. Злоупотребление доверием общества стали частыми явлениями в среде «новых джарцев». Так, например, будучи уполномоченными собирать с поселян кешкель, они, войдя в сговор о выше упомянутыми старшинами мугало-ингилойских сёл, которые завышали реальный установленный джамаатом размер налога, стали утаивать от общества часть сбора и присваивать их себе. Путём таких операций, а также благодаря богатству, нажитому путём ростовщичества и торговли, а позже и покупкой на эти деньги кешкельных земель, некоторые фамилии заставляли забывать о своём низком происхождении. Учитывая тот факт, что по джарским законам, свято охраняющим частную собственность, обладателя частной собственности стали занимать определённое положение в обществе и даже перечить ей, нельзя исключать доли участия их в управлении страной. И Персия, и Турция, и Россия нередко использовали такое противоречие в свою пользу. Ввиду того, что завоевать страну и управлять страной, где верховодит весь джамаат трудно, представители вышеперечисленных империй всегда стремились рассорить и расстроить сложившиеся мирные отношения между поселянами и владельцами. Поощряя концентрацию значительных богатств в частных руках, эти империи не скрывали своей радости, когда поселяне стали «менее исправно» платить налог чем прежде, т.е. зерном худшего качества, несвоевременно, в меньшем размере и т.д. Не без удовольствия отмечая, что “попытки владельцев (здесь имеется ввиду аварский джамаат – Л.Л.) настоять на точном исполнении обязательств не всегда удаются”, однако чиновники были вынуждены признать, что “между кешкелевладельцами (джамаатом – Л.Л.) и поселянами еще долго будут добрые отношения” . Что же касается отношений между джарцами и народами Дагестана, поселенцы из которого жили ни чуть не лучше поселенцев из Грузии и Азербайджана, то и здесь у разных империй были свои взгляды. Так, в одном из предписании царской администрации на Кавказе, направленном, «для искоренения перевеса джарцев над прочими обществами» имеется один весьма любопытный пункт, который требует, прежде всего, истребить причины столь выгодного положения джарцев». Оно гласит следующее: «Закаталы следует занять хотя один раз и даже на короткое время, ибо сие достаточно истребить общее мнение всех дагестанцев и заалазанских лезгин, что оно есть гордыня, не покорствующая силе российского оружия. После чего дагестанцы и гулхадары не только навсегда откажутся от оборонительного союза с чарцами, но они (дагестанцы – Л.Л.) принуждены будут вступить в близкие связи с правительством российским…»
Среди способов «столь же верно к предполагаемой цели ведущих» предлагалось «поселить раздор между обществами». Таким образом, заключая настоящую статью, хотелось бы обратить внимание на то, что исторические связи Джарской области с народами Дагестана и Азербайджана, и не только, как впрочем и всё прошлое Джара, трактуемая с разных позиций заинтересованных государств лишают нас возможности видеть истину. Наиболее убедительно было бы то мнение о джарцах, которое не зависит от государственных, национальных, религиозных и капиталистических пристрастий.
Из опыта прошлых столетий следует, например, что все народно-освободительные движения, которые происходили в Джарской области, а они очень часто начинались именно здесь, не имели в своей основе межэтническую вражду народов Кавказа, как бы это некоторым ни хотелось, а скорее были борьбой за социальную справедливость.


04 Января 2008г., Автор: Лачин Лачинов




Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
ZIDANE
сообщение 11.1.2008, 13:58
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Совет Юзеров
Сообщений: 3 315
Регистрация: 23.1.2007
Из: Толерант по месту Рождения
Пользователь №: 3



Выдержки из Сведений о Джарских владениях (1826 г.)

Статистические сведения о Чарских владениях, собранных на месте полковником Коцебу М. в 1826 году.

Границы и пространство. Пространство земли, занимаемое обществом чарских лезгин, имеет около 60 верст в длину и столько же в ширину. К северу чарцы граничат хребтом гор, пролегающим чрез всю Кахетию, земли Элисуй-султана и Нухинскую провинцию; за хребтом сим живут народы: против селения Белокан: чурмуты; против селения Катехи: кесерухи; против селения Чары: калали; против селения Мухахи: мишлинцы; против селения Душних: кусури; к востоку речкою Капичай, отделяющей владения их от Элисуй-султана; к югу рекою Алазань и Кизихом, принадлежащим Сигнагскому уезду; к западу границы чарцев весьма неопределенны; иные принимают за границу самую Кахетию, другие урочище Лагодехи, а многие речку Нагел-Емире; но как все пространство земли, лежащее между селением Белоканы и Кахетию /около 60 верст/, с давнего времени уже не населено, то всякий мог бы ею пользоваться безспорно, если б шайки разбойников, выходящих из-за ближайшего хребта, не обеспокоивали страну сию.
Земля, известная здесь вообще под именем Чары, принадлежит пяти обществам, имеющим равные права; но общество Чарское могущественнее и богаче прочих, а посему оно есть первое, второе Белоканское, третье Тальское, четвертое Мухахское, пятое Джинихское.

1. Общество Чарское

Имена селениям и число дворов в оных. К обществу Чарскому принадлежат 20 селений, платящих оному подать. Чары, Закаталы и Гогами составляют одно селение, имеющее 1260 дворов. К оному же принадлежат следующие селения:

Число дворов
1. Чебанколи ……………………….. 30
2. Кеймури ………………………….. 50
3. Алиабат ……......................... 360
4. Патара Лонджи …………………... 60
5. Диди Лонджи …………………….. 15
6. Загани …………………………….. 60
7. Капапалдури …………………….. 30
8. Тосмало …………………………. 60
9. Бабало ……………………………. 8
10. Корагани ……………………….. 30
11. Алмало ……………….….……. 360
12. Лалало …………………………. 300
13. Бояматлу ………………….……… 8
14. Киндергало …………………..…. 30
15. Падара ………………………….. 30
16. Мусули ………………...……… 200
17. Верхуяни ………………..……. 160
18. Курдемури ………………..….. 20
19. Энгияни ………………………. 30
20. Геглярию ……………………… 20
Итого: 1861 дворов
Чарскому же обществу принадлежат и Танадчинские хутора.

2. Общество Белосканское

Селения: Белоканы, Цаблованы и Цандрисхеви, в которых 800 дворов, составляют одно общество, известное под названием Белоканского и отличающееся от прочих тем, что оно не имеет подвластных селений.

3. Общество Тальское

Талы и Каргилу составляют одно селение, в коем 800 дворов, к оному же принадлежат следующие селения:

Число дворов
1. Муганло …………………………………………… 300
2. Шалдаро …………………………………………… 140
3. Кандехи ……………………………………………. 140
4. Капанакчи …………………………………………… 30
Итого: 610 дворов

4. Общество Мухахское

В самом селении Мухахи 800 дворов, к оному же принадлежат следующие селения:

Число дворов
1. Базар ………………………………………. 30
2. Чердахи ………………………………….. 200
Итого: 230 дворов

5. Общество Джинихское

В самом селении Джинихи 800 дворов, к оному же принадлежат следующие селения:

Число дворов
1. Лалапаша ………………………………………. 30
2. Шудуллу ……………………………………….. 40
3. Марсань ……………………………………….... 20
Итого: 90 дворов

Селения, не принадлежащие никаким обществам и не имеющие подвластных оным деревень, суть следующее:

Число
дворов
1. Катехи …………………………….……….….. 300
2. Манехи …………………………………….….. 300
3. Караджалы ……................................... 50
4. Капидара …………………………..…………... 30
5. Джинджибахи ………….…………………….. 20
6. Алиасхари ………….………….……………….. 40
7. Сапинчо ……………………………….……….. 40
8. Мемрехи …………...…………………………. 140
9. Кусур ………………...………….………………. 10
Итого: 1861 дворов

Вальные сии селения прибегают каждое под защиту к одному из близлежащих обществ и участвуют с оными как в разделе грабежа, так и в платеже казенных повинностей.
К Чарскому обществу придерживаются селения: Катехи, Мацехи, Караджалы и Капидара; к Мухахскому: Джинджибахи, Алиасхари, Сапинчо и Мегирехи; к Тальскому: селение Кусур.
Главные реки и протоки. Главные реки суть: Алазань, Карачай, Мухахская, Тальская, Катехская и Белоканская. Протоков не имеется, исключая тех, которые образуются от отводов упомянутых рек.
Река Алазань имеет около 40 сажен ширины и 1½ аршина постоянной глубины; в полноводие, которое бывает ежегодно в марте и мае месяцах, вода подымается до 3-х аршин на бродах, а в других местах выше. Быстрина весьма уверенная. Берега большею частью отлогие и покрыты лесом. Дно реки ровное и грунт песчаный. Река изобилует всякого рода рыбою, и вода здоровая. Броды по реке Алазани во владениях Чарских суть следующая:
1. Урдо.
2. Козлу-Гирма.
3. Мугало.
4. Буякчи.
5. Черпило.
6. Боймутлу.
7. Лалали.
8. Котур.
Исключая в упомянутые месяцы разлива и в необыкновенно сильные дожди, чрез броды сии удобно ездят верхом и проходят пешком.
Все прочие реки в Чарских владениях более суть протоки, не представляющие относительно сообщений никаких затруднений; но реки сии могли быть весьма значительные, если б при самом выходе оных из ущельев не разделяли бы воду на множество канав, необходимо потребных для поливу полей, принадлежащих селениям, расположенным на низменностях; большая часто сих рек при владении оных в Алазань имеют уже весьма малое количество воды, а другие вовсе высыхают.
Дороги в Чарских владениях хорошие и во всякое время удобопроходимые.
Число вооруженных и образ вооружения. Во всех селениях пяти обществ, с присовокуплением и вольных, находится 8181 дворов. Полагая на каждое семейство по три человека вооруженных, чего уже нельзя менее, все количество составит 24 543. От народов, живущих за хребтом, чарцы во всякое время за умеренную плату могут иметь 6000 вооруженных. И потому довольно вероятно, что при всеобщем ополчении число вооруженных простираться может до 30 000 человек, в числе коих до 5000 конницы. Собрать такое количество вооруженных и вместе действовать чарцы никогда не в состоянии. Главное скопище всегда бывает в Закаталах, где со всеми пришельцами вместе число вооруженных не может простираться далее 10 000 человек. Чрезвычайно лесистое место, крутизна гор и род каменного укрепления, отделяющего с. Чары от Закаталы, - суть препятствия непреодолимые в глазах чарцев; а еще более утвердило их в сем мнении то, что русские войска действительно подходили три раза к Чарам и ни разу не решались брать Закаталы.
Вооружение Чарских лезгин общее со всеми другими: оно состоит в ружье, сабле и пистолетах; ружье и кинжал всякий имеет, саблю и пистолеты весьма не многие.
О качестве народа. Хотя весь народ, живущий во владениях Чарских, теперь магометанского исповедания, но необходимо сделать различие между коренными магометанами и теми, которые за 600 лет были христианами, ибо обстоятельство сие по-видимому имело большое влияние на их качества и нравы, в которых они приметным образом различествуют.
Коренные магометане, составляющие 2/3 народонаселения во владениях Чарских и говорящие татарским языком, суть лезгины, сохранившие всю необузданность нравов, свойственных всем горским жителям Кавказа. Бывшие же христиане, и теперь отличающиеся от прочих именем ингило, есть народ трудолюбивый, добронравный, более склонный к миролюбию, и весьма неохотно и даже насильственным образом участвует в грабежах и распрях.
Хотя вообще все селения, лежащие на низменности, называются ингило, но из числа оных следует выключить жителей селений, гораздо позднее поселившихся, татарским языком говорящих и магометанскому закону преданных; селения они суть следующее:
1. Чебонколи
2. Кеймуры
3. Базар
4. Алмало
5. Лалало
6. Гоглярно
7. Каталпарах
8. Киндергало
9. Бойматлу
10. Патара Ланджи
11. Диди Ланджи
12. Курдамури
13. Падари
14. Пандаро
15. Муганло
16. Бабало
17. Карапалдури

Все жители прочих селений, на низменности расположенных, суть коренные ингилойцы, старающиеся избегать всякого сообщества с татарами; они ни под каким видом не отдают дочерей своих в замужество не только за татарина подданного, но и за владельца. Хотя многоженство законом магометанским и дозволяется, но ингилойцы сему вовсе не следуют, а между прочими лезгинами весьма мало примеров. Довольно отличительная черта всех вообще лезгин есть преданность их к крепким напиткам.
Образ управления. Правление чарцев есть аристодемократическое или вельможно-народное. Вообще все селения во владениях Чарских управляются старшинами. В селениях подвластных и вольных старшины назначаются и отрешаются по большинству голосов; власть оных весьма ограничена, а главные обязанности состоят в разбирательстве спорос и смотрений за порядком; воровство наказывается самими старшинами, но смертоубийство передается на рассмотрение и решение высшего владельческого суда, который есть следующий. В пяти упомянутых владельческих обществах достоинство старшины есть значительное и переходящее из рода в род, то есть наследственное. В каждом селении владельческом избирается ежегодно один старшина, разумеется, из фамилий, имеющих на то право наследственное; дела, касающиеся до всех обществ, судятся в общем собрании всех фамилий наследственных старшин, на открытом месте, Ахдам называемом и близ селения Мухахи находящемся.

Список фамилий старшин, имеющим право наследственные в 7-ти главных обществах

1/ В Чарах находится пять фамилий, а именно: Чапар-али, Нахлари, Чимчинлали, Тебелли и Кахау.
2/ В Белоканах две фамилии: Аладжали и Анапеяне.
3/ В Талах три фамилии: Аджингал, Араплал и Кергани.
4/ В Мухахах три фамилии: Тебелни, Чугурмуты и Шитилалы.
5/ В Джинихах одна фамилия: Магмуд-Асан.
Каждый избранный старшина получает от селения 30 конных есаулов, или разсылшиков, развозящих приказания его, которые исполняются беспрекословно.
За воровство наказывают телесно, с возвращением впятеро ценности украденной вещи или предмета. За смертоубийство наказывают смернтию же, если жалоба дойдет до высшего суда; но обыкновенно родственники убитого в таком случае сами управляются, что законами и дозволено. Люди, найденные в неоднократных преступлениях, наказываются совершенно изгнанием: дома их разоряются, сад вырубается и поле выжигается.
Подать, возложенная на подвластные селения, довольно значительная. Богатый двор платит господину своему в год 2 тагара пшеницы и 2 тагара ячменя /тагар составляет без малого четверть/, среднего состояния 1½ и 1 тагар пшеницы и ячменя, бедный ½ тагара, а если и сего не в состоянии, то подвозит дрова или отбывает другую по силам его повинность. Выдавая в замужество девку, платят господину от 20 до 8 и 3-х рублей серебром, смотря по состоянию; вот вся подать, которую обложены селения подвластные.
Народ вообще вольный, и если кто из оного не имеет долгу, то властен во всякое время переходить не только на другую землю, но и в другие владения.
О главных произведениях. Все пространство Чарских владений, начиная от снежной черты хребта гор до реки Алазани, покрыто густым лесом отличного достоинства для строений и большей частью из фруктовых деревьев состоящим. Почти все деревья обвились виноградными лозами необыкновенной толщины. Главные произведения получаются от хлебопашества, елководства и скотоводства.
Невозможно было исчислить произведения земли и вообще достояния селений владельческих и вольных потому, что они занимаются хозяйственными работами по собственному их производству, но селения подвластные, составляющие 2791дворов, получают от земли следующее.
Богатый двор имеет 30 скотин, 8 лошадей и 100 баранов. Среднего состояния имеет 15 скотин, 2 лошади и 300 баранов. Бедный имеет 3 скотины и 1 лошадь. Средним числом упомянутые селения имеют: 44 656 рогатого скота, 8373 лошадей и 167 000 баранов.
Богатый двор высевает ежегодно 13 тагар пшеницы и получает 100 тагар. Среднего состояния высевает 6 тагар и получает 40 тагар. Бедный высевает 3 тагары и получает 25 тагар. Средним числом получается в год 153 505 тагар пшеницы. Издержки. Богатый двор издерживает в год 20 тагар пшеницы, средний и бедный по 10-ти тагар. Весьма немногие плотят господам своим в год по 2 тагар, большая часть по одному и по ½ тагар; следственно, среднее число всей подати есть 3000 тагар пшеницы; за сим чистого избытку все подвластные селения имеют 38 865 тагар.
Богатый двор высевает ежегодно 4 тагар ячменя и получает 80 тагар; среднего состояния высевает 2 тагара и получает 40 тагар; бедный высевает 1 тагар и получает 20 тагар. Средним числом получается в год 131 177 тагар ячменя. Издержки. Богатый издерживает в год 20 тагар ячменя и плотит господину своему 1 и 2 тагара; среднего состояния издерживает 5 тагар и плотит 1 и ½ тагара; бедный издерживает 2 тагари плотит ½ тагар; за сим чистого избытку все подвластные селения имеют 103 758 тагар ячменя.
Богатый двор накасывает в год 20 ароб сена /арба бывает от 3,5 до 8 пудов/ и 30 ароб мякины /соломенная ческа/; среднего состояния 9 ароб сена и 9 ароб мякины; бедный 3 арбы сена и 3 арбы мякины. Избытки сена и мякины израсходывают при продолжительных зимах, а в противном случае значительные остатки.
Богатый двор ежегодно высевает 2 тагары сорочинского пшена и получает 40 тагар, если в воде недостатку нет; бедный ½ тагар и получает 10 тагар.
Главная работа глуходар, нанимающихся у жителей сих селений, состоит в том, чтоб топтать сорочинское пшено, они получают за работу с 10 литр одну литру.
Богатый двор вырабатывает ежегодно 4 батмана шелку; бедный ½ батмана. Богатый имеет 100 кур; бедный – от 5 до 20. богатый двор ежегодно выдавливает 4 сапальни вина, а бедный – ½ сапальни; получает 10 туног уксусу, а бедный – от 3 до 5 туног. Водка и вареное вино, буза называемая, в небольших количествах находится во всех домах.
Дикий мед достается в больших количествах. Фрукты в большом количестве, как-то: груши, яблоки, орехи, арбузы, дыни, айвы, вишни, агруцы и пр., черемша /дикий чеснок/ в большом употреблении. Все жители курят табак, которым край изобилует. Для домашнего употребления делают небольшие ковры, толстое сукно, чулки, холст, мешки и пр. Избытки продаются частию за чистые деньги, но большая часть променивается тушинцам и дагестанцам на бараны, шерсть, бурки, порох и оружье, а Телавскому уезду на соль, красный товар, железо и пр.
Велики должны быть достояния и избытки 4460 дворов владельческих 930 дворов вольных, которые в разшет сей не входили.
Главные замечания. Неоднократно производимые мною расспросы о народах, живущих за хребтом гор, пролегающим чрез всю Кахетию, Чарские владения и Нухинскую провинцию, привели меня, наконец, к важнейшему открытию, что между хребтом сим и главным снежным хребтом Кавказа проходит река Самур, имеющая начало свое в горах Хевсурских. Открытие сие увеличивает протяжение реки Самура более чем на 100 верст, ибо на всех картах начало ее показано в горах Рутульских и Ахтийских. Справедливость сего открытия совершенно подтверждается еще и следующими доводами.
Из всех произведенных в Кахетии, Чарских владениях и Нухинской провинции съемок явствует в сверх сего я неоднократно на местах удостоверялся, что все реки, впадающие в реку Алазань и, наконец, в Нухинской провинции в реку Куру, имеют начало свои в первом хребте; народы же, как-то: дидойцы, анцухцы, чурмуты, кусури и пр., находятся между первым хребтом и Главным хребтом Кавказа и именно у подошв упомянутых хребтов, что весьма естественно, ибо вершины Главного хребта покрыты вечным льдом и снегом, а посему и вода, которою народы пользуются, необходимо образует протоки и, наконец, речки, которые со стороны севера, находя преграду в Главном хребте, а с юга в упомянутом хребте Кахетинском и Нухинском, необходимо главное течение берут к востоку, то есть к Дагестану, и, следственно, впадают в Каспийское море. Догадка сия, сперва основанная на физических причинах, впоследствии соделалась неопровергаемой истиною, когда все расспрашиваемые мною жители не только единодушно утверждали, что действительно вся вода, текущая между упомянутыми двумя хребтами, образует реку, впадающую на восток в Каспийское море, но что реку чию, начиная от вершины ее в Хевсури, все народы вдоль оной живущие, единогласно называют Самуром. Довольно сильным доказательством сему могут служить еще и реки, имеющие начала свои в Главном хребте Кавказа, общее направление течения к северу и впадающие в реку Терек: они все на карте имеют слишком продолженные падения в направлении течения оных, что несообразно и не натурально по причине чрезвычайной крутости отраслей Главного хребта Кавказских гор. Приняв же главное направление Большого хребта Кавказа от Крестовой горы прямо на Дербент, как оно и действительно есть, то все реки, впадающие в реку Терек, значительно сократятся, и огромное ущелье, образованное рекою Самуром от начала ее в Хевсурии до впадения в Кубинскую провинцию, найдет приличное себе место. На вновь составляемой мною карте Грузии народы, живущие за хребтом Кахетинским, как-то: дидойцы, анцухцы, капучинцы и пр., расположены уже вдоль реки Самура.
Сведения, которые я в состоянии был в Чарах собрать о народах, живущих за хребтом Чарским, суть следующая.
На расстоянии между селением Гаваз в Кахетии и селением Белокан в Чарских владениях, за хребтом, живут на реке Самуре народы: против урочища Лагодехи – тебелли, 2000 дворов; против урочища Картубани – ташли, 1000 дворов; против селения Белокан – турмуты, 500 дворов; против Катехи – кесерухи, 700 дворов; против Чары – калали, 300 дворов; против Мухахи – мишлиши, 400 дворов; против Джиних – кусури, 100 дворов; против владения Елисуй-султана – цахури, 6000 дворов.
Хлебопашество у народов сих весьма скудное, скотоводство большею частию состоит из одних баранов, рогатого скота и лошадей весьма немного. Зимою бараны пасутся во владениях Чарских и даже по сию сторону реки Алазани, за что правительство в Сигнахе получает с оных подать баранами же; народы сии суть: чурмуты, мишлиши, калали и кусули.
В ущелье, населенном народами сими, растет хороший сосновый лес, что в Грузии большая редкость. Изделья состоят в толстых сукнах и бурках, за которые выменивают соль. Порох делают сами и оружие покупают в Дагестане. Вооружены же, как и прочие народы кавказские. В среди Авара и Казакумыка, один день езды от последнего, есть ущелье, в котором множество селений, и все жители оных, не исключая и женщин, единственно занимаются деланием пороха.
Каждое селение управляется старшиною, кевха называемым; они избираются ежегодно. Все упомянутые народы называются общим именем глуходары. Все общества имеют каждое свой язык, более или менее друг с другом сходный. Глуходар на их языке означает: человек с открытой грудью; аналогия, примененная к их бедному состоянию, которое по обычаю их ничем сильнее выразить нельзя, как сказать: столько беден, что грудь прикрыть нечем. Выше уже сказано, что глуходары и поныне от бедности нанимаются у чарцев и в самой Кахетии в работники.
Дороги, или лучше сказать тропинки, к ним ведут чрезвычайно затруднительные и в продолжении зимних месяцев вовсе непроходимые; но и сии-то тропинки находятся только в следующих местах:
1/ вверх по ущелью от селения Мухахи; сию дорогу почитают лучшею из всех, ибо по ней возможно, хотя с большим трудом, проходим со вьюками;
2/ в Чарском ущелье;
3/ в Катехском ущелье;
4/ в Белоканском ущелье.
В сих трех ущельях лошадей с трудом проводят за повода и люди нередко обрываются.
Взгляд на отношения политические Чарских владений и на причины господствующего влияния чарцев над другими обществами. Весьма естественно, что чарцы, имея в сравнении с другими равными им обществами несравненно большее количество деревень, им подвластных, и следственно более доходов, преимущественно управляют делами всех обществ и большой перевес имеют в заседаниях, на Ахдаме производимых.
Судя по равному числу дворов в обществах владельческих, не вероятно, чтобы при первом завоевании ими сего края и раздел не был учинен таковой же; отчего впоследствии чарцы овладели несоразмерным по числу дворов их количеством подвластных селений – неизвестно; но в продолжении нескольких сот лет господствующее влияние чарцев было столь сильно, что без утверждения их не только султаны элисуйскиен не могли вступать в управление по наследству им доставшимся владением, но и ханы нухинские нередко ожидали утверждение звания их от чарцев!
В самой земле Элисуй-султана чарцы с давнего времени овладели и поныне еще владеют двумя селениями: Алмало и Курагани; причем надлежит заметить, что владение Элисуй-султана, как способами произведения края, так и народонаселением, почти не уступает всем пяти обществам Чарским, в сложности взятым. От чего же сие сильное влияние чарцев?
Мнение мое есть следующее.
1/ Чарцы имеют большее число подвластных им селений и, следственно, в соразмерности и доходов.
2/ Богатство их дозволило сделать связи в Дагестане и с глуходарами, которые другие общества не в состоянии иметь.
3/ Сие обстоятельство важнее всех прочих: местоположение селений Чары и в особенности Закаталы, которое занимает верхнюю часть Чарского ущелья, чрезвычайно затруднительное по причине густых садов и каменных заборов. Напоминающее все ущелье, по обеим сторонам коего горы крупная, покрытая лесом; сверх сего Закаталы отделены от Чары укреплением каменным, за которым число вооруженных в соединении с глуходарами простираться может до 10 000 человек.
Все другие селения не имеют столь крепких мест, чтоб войска наши не могли оными завладеть во всякое время и с маловажною потерею, а Закаталы в неоднократно предпринятые русскими экспедиции остались невредимыми; сие подало чарцам и глуходарам повод думать, что место сие есть неприступное и непобедимое, и потому-то глуходары, вызываемые тысячами, за весьма умеренную цену приходят из ущельев своих защищать Чары и Закаталы, но единственно сии селения, а отнюдь не другие. Не всегда чарцы призывают глуходар единственно для защиты своей, но часто и для совершения грабежей в границах наших или наказания непокорствующих подвластных им селений; словом, чарцы сильны помогающими им во всякое время глуходрами, жителями Катехи и Мацехи, которые с ними в братстве; и, наконец, что более всего, неприступным, по мнению их, местоположением селения Закаталы.

Имена большей части селений, принадлежавших Элисуй-султану и из коих весьма немногие показаны на карте

1/ Элисуй
2/ Алибегли
3/ Мишабаш
4/ Ибахли
5/ Кахи
6/ Малахлы
7/ Кара-миша
8/ Шихляр
9/ Пайдары
10/ Дамлы
11/ Багляр
12/ Базар-Тала
13/ Амирджан
14/ Казмаляр
15/ Дешь-Кант
16/ Кютюхлы
17/ Кипчах
18/ Сюсокент
19/ Писто
20/ Сень-Гень
21/ Ах-чи
22/ Тангин
23/ Кулдур
24/ Сарыбаш
25/ Кильгиц
26/ Хиан
27/ Гармиц
28/ Качкача
29/ Зарна
30/ Лекит
31/ Кумлу
32/ Фистухлу
33/ Касарлу
34/ Кара-Тала
35/ Тайхант
36/ Сувазель
37/ Сара-баш
38/ Чалогир
39/ Делитанали

[Подпись – автограф:] Полковник Коцебу.

Примечания
1. Копия этого же документа в ЦГВИА /ф. ВУА, д. 19481/; рукопись на 13 листах; помечено: «Подписал полковник Коцебу I». К этой рукописи приложение: «Карта владений Чарский обществ, глазомерно снята квартирм, части полковником Коцебу в 1826 году».
2. Мориц Августович /Маврикий Евстафьевич/ Коцебу /1789-1861/, сын немецкого писателя Августа Коцебу; еще будучи в кадетском корпусе, принял участие вместе со своим братом, тоже кадетом, впоследствии известным русским мореплавателем О.Е. Коцебу, в кругосветном путешествии 1803-1806 гг. на фрегате «Надежда», под командованием И.Ф. Крузенштерна; участвуя затем в Отечественной войне, попал в 1812 г. в плен к французам, у которых пробыл до 1814 г.; в 1816 г. состоял при посольстве А.П. Ермолова в Персию, с 1818 г. служил в Грузии, с 1822 г. оберквартирмейстер Отдельного Кавказского корпуса; в 1826 г. участвовал в военных действиях против Персии; в последующих продолжал служить на военной службе, дослужились до чина генерал-лейтенанта. М.А. Коцебу – автор ряда хранящихся в ЦГВИА статистических описаний разных районов Закавказья и работы «Описание вторжения персиан в Грузию в 1826 г.». /«Кавказский сборник», 22, 1901, стр. 1-182/ /о нем: «Русский биографический словарь», 1903/.

ЦГВИА. ф. ВN А. д 18498. лл. I – II; подлинник


04 Января 2008г., Автор: полковник Мориц Коцебу



Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Tcakhur from ZAGATALA-AZE
сообщение 19.2.2008, 5:05
Сообщение #3


Участник
**

Группа: Приживающийся
Сообщений: 16
Регистрация: 18.2.2008
Пользователь №: 2 997



Skzaka kakaya ta. Ya kak tcakhur rodom iz Zakatali obovsyom cto vi zdes pishete ne kogda ne lishal. Prosto absurd!!!! V istori v toy samoy zone bilo odin Ilusuyskiy sultanat i Djaro-Balekanskiy xanstvo. I oba eto minigosudarstva bilo v sostave Azerbaijane. To cto tam mnogo ne Azerbaijancev (Avari, Lezgini, Tcakhuru, Yengiloyi i td.) ne znacet cto eto ne Azerbaijanskaya zemlya. Intresno pocemu vi tak ne rassujdayete o Rossiyskix Respublikax i oblastyax v kotorix jivut ne russkiye. A mojet starshego brata ciyim forpostom yavlyayetis boites?

ABSURD smoteryu v vashi texta i ne mogu ponyat da kakoye je vam delo? zacem vi eto obsujdayete a ? ne mogu ponyat nu zace? Moje storayetes razvesti voynu mejdu Azerbaidjancami i ne Azerbaiodjancami jivushix v Azerbaijane a? Navernoye ponyali cto skoro Rossiya mojet ostavit vas bez prosmotra starshego brata i vam ne udastsya spravitsya s razvivayushimsya Azerbaijanom a? I vi ot mondraja reshili cto "v voyne xoroshi vse sredstva"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
HJG
сообщение 19.2.2008, 6:53
Сообщение #4


Активный участник
***

Группа: Совет Юзеров
Сообщений: 264
Регистрация: 30.8.2007
Из: Israel
Пользователь №: 1 025



Цитата(Tcakhur from ZAGATALA-AZE @ 19.2.2008, 5:05)

Ya kak tcakhur rodom iz Zakatali

слушай, а у цахуров есть свой язык? вот ты с членами семьи на каком языке общаешься?
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
ZIDANE
сообщение 19.2.2008, 8:37
Сообщение #5


Активный участник
***

Группа: Совет Юзеров
Сообщений: 3 315
Регистрация: 23.1.2007
Из: Толерант по месту Рождения
Пользователь №: 3



Цитата(HJG @ 19.2.2008, 6:53)

Цитата(Tcakhur from ZAGATALA-AZE @ 19.2.2008, 5:05)

Ya kak tcakhur rodom iz Zakatali

слушай, а у цахуров есть свой язык? вот ты с членами семьи на каком языке общаешься?


Да какой он цахур ? Гастарбайтер отписывающий что земля на которой живут аварцы, лезгины, цахуры и т.д.-азербайджанская . Гагуля еще не до конца прижился на новой родине, а уже переписывает историю под себя наплевав на существование Кавказкой Албании, Ширвана и т.д.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Tcakhur from ZAGATALA-AZE
сообщение 20.2.2008, 4:49
Сообщение #6


Участник
**

Группа: Приживающийся
Сообщений: 16
Регистрация: 18.2.2008
Пользователь №: 2 997



Цитата(HJG @ 19.2.2008, 6:53)

Цитата(Tcakhur from ZAGATALA-AZE @ 19.2.2008, 5:05)

Ya kak tcakhur rodom iz Zakatali

слушай, а у цахуров есть свой язык? вот ты с членами семьи на каком языке общаешься?


Kogda kak. I na radnom i na Azerbaijanskom i na russkom.
Znayete v Zagatale obshiy yazik Azeribaijanskiy i russkiy toje nemnoshko ostalos. A kogda viyenyaetsya po xodu razgovora nacionalnosti sobesednika perexodyat na ix yazik. Pocti vse tam znayut krome svoyego rodnogo i Azerbaijanskogo yazika yeshe neskolko yazikov drugix nacmenshestv. Eto potomu cto u nix yaziki poxoji.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Tcakhur from ZAGATALA-AZE
сообщение 20.2.2008, 4:52
Сообщение #7


Участник
**

Группа: Приживающийся
Сообщений: 16
Регистрация: 18.2.2008
Пользователь №: 2 997



Цитата(ZIDANE @ 19.2.2008, 8:37)

Цитата(HJG @ 19.2.2008, 6:53)

Цитата(Tcakhur from ZAGATALA-AZE @ 19.2.2008, 5:05)

Ya kak tcakhur rodom iz Zakatali

слушай, а у цахуров есть свой язык? вот ты с членами семьи на каком языке общаешься?


Да какой он цахур ? Гастарбайтер отписывающий что земля на которой живут аварцы, лезгины, цахуры и т.д.-азербайджанская . Гагуля еще не до конца прижился на новой родине, а уже переписывает историю под себя наплевав на существование Кавказкой Албании, Ширвана и т.д.

Na takiye slova lucshe ne otvecyat. Ne stanu otpustitsya do tvoyego urovnya.


Сообщение отредактировал Tcakhur from ZAGATALA-AZE - 20.2.2008, 4:58
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
HJG
сообщение 21.2.2008, 18:56
Сообщение #8


Активный участник
***

Группа: Совет Юзеров
Сообщений: 264
Регистрация: 30.8.2007
Из: Israel
Пользователь №: 1 025



Цитата(Tcakhur from ZAGATALA-AZE @ 20.2.2008, 4:49)



Kogda kak. I na radnom i na Azerbaijanskom i na russkom.
Znayete v Zagatale obshiy yazik Azeribaijanskiy i russkiy toje nemnoshko ostalos. A kogda viyenyaetsya po xodu razgovora nacionalnosti sobesednika perexodyat na ix yazik. Pocti vse tam znayut krome svoyego rodnogo i Azerbaijanskogo yazika yeshe neskolko yazikov drugix nacmenshestv. Eto potomu cto u nix yaziki poxoji.


родной- это цахурский? есть ли школы в которых преподают родной язык? сколько цахуров проживает в Азербайджане ?
сорри за сплощнве вопросы, просто действительно интересно, а реальной инфы- ноль.

Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 19.3.2008, 7:55