Водная безопасность РА и НКР, освобожденная территория |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Водная безопасность РА и НКР, освобожденная территория |
Arm |
1.6.2007, 5:37
Сообщение
#1
|
Активный участник Группа: Совет Юзеров Сообщений: 4 653 Регистрация: 24.1.2007 Пользователь №: 9 |
Проблема водной безопасности Республики
Армения и Арцаха в контексте урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта ДАВИД БАБАЯН Нагорно-карабахский конфликт и его различные аспекты, казалось бы, уже достаточно хорошо изучены. Тем не ме- нее, есть сфера, которая осталась практически незатронутой ис- следователями данного конфликта. Этой сферой являются эколо- гические аспекты нагорного-карабахского конфликта, в частности ее «водная» составляющая. Между тем, данное направление явля- ется одним из важнейших и ключевых аспектов как возникнове- ния, так и урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Для получения более полной картины данного аспекта рассмотрим ос- новные направления водной политики или «гидрополитику» ба- кинских властей в бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Об- ласти (НКАО), а также влияние этих факторов на урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Цели и направления «гидрополитики» бакинских властей по отношению к Нагорному Карабаху Основными императивами азербайджанской политики в вод- ном вопросе было всяческое препятствие экономическому и соци- альному развитию бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Об- ласти для создания благоприятных условий оттока армянского на- селения, а также максимальное использование водных ресурсов Карабаха для удовлетворения потребностей сопредельных с Нагор- ным Карабахом районов Азербайджана. Бакинские власти прово- дили на данном направлении весьма эффективную и дальновид- ную политику, чему сопутствовала и климатическая специфика края. Дело в том, что если количество выпадаемых осадков меньше 600 мм в год, то необходимо искусственное орошение. В Нагорном Карабахе количество выпадаемых осадков составляет 581 мм в год. При этом большая часть осадков приходится зимой и ранней вес- ной, т.е. не во время вегетации. Основным «водным» механизмом, препятствовавшим эконо- мическому и социальному развитию Нагорного Карабаха, было всяческое ограничение расширению орошаемых сельхозугодий на территории бывшей автономной области. На конец 1980-х гг. из 218 тыс. га сельхозугодий Карабаха только 26,2 тыс. га (12%) были оро- шаемыми и условно орошаемые. Между тем, существовавшие фонды позволяли довести площадь орошаемых сельхозугодий до 100 тыс. га. Для сравнения: на тот же период орошаемые земли в Азербайджанской ССР составляли 28,2% от общей площади сель- хозугодий1. И это при том, что водные ресурсы в пределах бывшей автономной области составляли 1,2 млрд. м3 , и на одного жителя в Нагорном Карабахе приходится в 6 раз больше водных ресурсов, чем в Азербайджане2. По сравнению с 1913 г. (тогда площадь оро- шаемых земель достигала 12,4 тыс. га)3 к начало 90-х гг. ХХ в. пло- щадь орошаемых земель в Нагорном Карабахе увеличилась в 2,1 раза, тогда как в целом по Азербайджану более чем в 4,6 раза. При- чем с середины 1960-х гг. до начала конфликта площадь орошае- мых сельхозугодий увеличилась в Нагорном Карабахе лишь на 15%, тогда как в Азербайджане более чем на 40%. В данном контексте было бы целесообразно рассмотреть пло- щадь орошаемых площадей в основных сельскохозяйственных районах бывшей НКАО. На долю орошаемых сельхозугодий в Ас- керанском районе приходилось 7,9%, Мартакертском районе 25%, Мартунинского 6,6%, Гадрутского 2,4%.4 Имея богатые водные источники, эти районы испытывали хронический недоста- ток в оросительной воде. На фоне всего этого приграничные с На- горным Карабахом районы Азербайджанской ССР с каждым годом увеличивали площади орошаемых сельхозугодий. Например, в Аг- дамском районе площадь орошаемых земель уже к началу 1960-х гг. достигала до 51-70% от общей площади сельхозугодий района5. В приграничном с Гадрутским и Мартунинским районами Караба- ха Физулинском районе в середине 1980-х годов площадь орошае- мых земель составляла 28,2% от площадь пригодных для использования в сельском хозяйстве земель6. В Джебраильском районе оро- шаемых земель составляла 20,3% от площади пригодных для сель- ского хозяйства земель7, а в Мир-Баширском районе площадь оро- шаемых угодий составляла 75,8% от площадь всех пригодных для сельского хозяйства земель8. Между тем, орошение сельхозугодий на территории сопре- дельных с НКАО районов бывшей Азербайджанской ССР осуще- ствлялось за счет использования водных ресурсов Нагорного Кара- баха. Крупнейшее в Нагорном Карабахе Сарсангское водохранили- ще орошало 128 тыс. га сельхозугодий, из коих 110 тыс. га за пре- делами границ бывшей НКАО, в Мирбаширском, Агдамском, Бар- динском, Касумисмаиловском и других районах Азербайджанской ССР. Всякие попытки НКАО добиться орошения собственных сельхозугодий водами Сарсанга наталкивались на яростное сопро- тивление бакинских властей. В частности, предлагалось построить канал и довести воду Сарсанга в низменные области Мартунинско- го района в окрестностях села Куропаткино. Но это так не было сделано, хотя водами Сарсанга орошались сельхозугодия Агдам- ского района вплоть до границ Мартунинского района. Аналогичным образом дело обстояло и с Хаченским водохра- нилищем, построенным на реке Хачен в пределах Агдамского рай- она, которое в советское время орошало почти четверть всех пахот- ных земель в данном районе. Кстати, еще до строительства Хачен- ского водохранилища в министерстве мелиорации и водного хозяй- ства Азербайджанской ССР было два проекта строительства водо- хранилищ на карабахских реках. Вместе с проектом Хаченского во- дохранилища был представлен и проект строительства водохрани- лища на реке Каркар в районе поселка Аскеран в пределах бывшей НКАО. По своим технико-экономическим показателям Каркарский проект был намного предпочтительнее Хаченского. В частности, фильтрация в районе места строительства Каркарского водохрани- лища была намного меньше, чем в Хаченском, где фильтрация на порядок превышала допустимые нормы9. Но выбор бакинских вла- стей был остановлен на Хаченском варианте. Подобное решение полностью вписывалось в политику «гидродавления», так как по- строив водохранилище на реке Хачен за пределами бывшей НКАО, бакинские власти не только удовлетворяли потребности Агдамско- го района, но и автоматически лишали возможности интенсивной эксплуатации реки Хачен в пределах Нагорного Карабаха со всеми вытекающими из этого последствиями. То же самое произошло и в граничащем на юге с бывшей НКАО Физулинском районе, на реках Варанда и Ишханагет. Там были построены три водохранилища, на долю которых приходи- лось более 41% от площади орошаемых земель в Физулинском рай- оне. Когда же Нагорный Карабах предложил построить водохрани- лище на реке Варанда для орошения нескольких тысяч гектаров плодородных земель в окресностях пгт. Красный Базар Мартунин- ского района бывшей НКАО, то последовал отказ из Баку, который мотивировал тем, что в нижнем течении реки Варанда в Физулин- ском районе уже построены водохранилища и постройка нового ре- зервуара в верховьях приведет к обмелению этих водохранилищ и экономическим убыткам. Политика «гидродавления» была сильным тормозом социаль- но-экономического развития Нагорно-Карабахской автономной об- ласти. Область не могла обеспечить себя хлебом, картофелем, фруктами и овощами. В результате НКАО, особенно ее столица Степанакерт, полностью зависели от поставок овощей, фруктов и других продуктов растениеводства из соседних азербайджанских районов. Гидротерроризм По отношению к армянскому населению НКАО Бакинские власти также проводили политику «гидротерроризма», в результа- те чего в Нагорном Карабахе в 1970-80-е гг. произошел всплеск ра- ковых заболеваний. В 1975 г. число больных с впервые в жизни ус- тановленным диагнозом злокачественного новообразования, уч- тенных онкологическими учреждениями в Нагорном Карабахе со- ставляло 90,7 человек, в Армении 116,3, в Азербайджане 107,8, Грузии 108,8, на Украине 213,5, в Беларуси 178 10. По данным же республиканского онкологического диспансера НКР, накануне начала Карабахского движения, в 1987 году вышеуказанный пока- затель составил 142 человека11. В 1988 году число больных с впер- вые в жизни установленным диагнозом злокачественного новооб- разования, учтенных онкологическими учреждениями на 100 тыс. населения в Грузии составило 109,1 человек, в Азербайджане 105,7, в Армении 122,2. Как видно из приведенных данных, Нагорный Карабах был среди лидеров по заболеваемости раком на Южном Кавказе. Меж- ду тем, в Нагорном Карабахе никогда не было крупных промыш- ленных загрязнителей окружающей среды, которые также влияют на возникновение злокачественных новообразований, и здесь дей- ствительно курортная природа. К тому же карабахцы всегда слави- лись своим крепким здоровьем и долголетием. На территории быв- шего СССР больше всего лиц в возрасте 100 лет и выше прожива- ло именно в бывшей НКАО 144 человека на 100 тыс. жителей. В целом по Азербайджанской ССР этот показатель составлял 84 че- ловека, по Грузинской ССР 51 человек, по Армянской ССР 33. Для сравнения: в конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ в. в СССР в возра- сте 100 лет и старше на 100 тысяч населения приходится 10 чело- век, из коих в Украинской ССР 6 человек, в Белоруссии 1312. Вы- сокий показатель заболеваемости злокачественными образования- ми в таких республиках, как Украина и Белоруссия, вполне соотно- сится с низким числом долгожителей в этих республиках. Принимая во внимание большой процент долгожителей, хоро- шие природно-климатические условия Нагорного Карабаха, нерв- ная составляющая в причинах возникновения рака у населения НКАО не была определяющей. На 100 тыс. населения количество больных психическими и нервными заболеваниями на территории бывшей НКАО более чем в два раза уступало аналогичному пока- зателю Армянской ССР. Для сравнения: если в 1990 г. на 100 тыс. населения в Армянской ССР приходилось 6210 больных нервными и психическими заболеваниями, то в бывшей НКАО этот показа- тель составлял 2646 человек13. Степанакерт имел образцово низкие показатели по число больных психическими и нервными заболева- ниями на территории бывшей Азербайджанской ССР14. Диета кара- бахцев также не была причиной возникновения раковых заболева- ний. Особенности национальной кухни карабахцев признавалась одним из важнейших предпосылок долголетия жителей этого края15. Кстати, по сравнению с переписью населения 1926 г. в 60-е гг. ХХ в. число жителей в возрасте 100 лет и более увеличилось в крае более чем в три раза. К началу 1968 г. их стало 239 человек при населении в 152600 человек.16 Поэтому среди факторов окружающей среды, способствующих развитию рака, остается лишь вероятность «вмешательств из- вне». И в данном контексте наиболее подходящим представлялась именно питьевая вода. В одном из опубликованных учеными ин- ститута Общей генетики Российской академии наук материалов, указано, что сверхмалые дозы отравляющих веществ, попадающие в воду, оказывают разрушительное воздействие на наследствен- ность человека17. По данным Международной организации здоро- вья (World Health Organization) и Национального института рака США (National Cancer Institute), до 90% случаев заболевания раком являются следствием воздействия различных канцерогенных ве- ществ18. Между тем, в Нагорном Карабахе широко использовали хлор в качестве дезинфектанта питьевой воды. Жители села Балуджа до сих пор помнят, что долго стоять у одноименной реки было попро- сту невозможно из-за сильнейшего запаха хлора, который чувство- вался за несколько сотен метров от реки. Но все же дело, по всей видимости, хлором не заканчивалось. И вполне вероятно, что в пи- тьевую воду подбрасывали и другие химические вещества. Особо уязвимой в этом вопросе была столица Нагорного Карабаха г.Сте- панакерт, где было наибольший удельный вес больных раком. Но здесь возникает естественный вопрос? А были ли у бакинских вла- стей реальные возможности регулярно применять гидротерроризм, ведь для того, чтобы подрывать здоровье населения Нагорного Ка- рабаха одноразовым подбрасыванием каких-то химикатов не обой- тись? Здесь необходимо длительное воздействие на воду особенно, если отравляющие вещества используются в сверхмалых дозах. Ответ на вышеуказанный вопрос утвердительный. Отравляю- щие вещества могли попадать в снабжавшие город водные источ- ники или непосредственно на протяжении их течения или же на фильтрационных станциях. В обоих случаях у бакинских властей были все возможности проводить данную политику. Из реки Гайба- лу, берущей начало в пределах административных границ Шушин- ского района Карабаха, поступает до 50% воды города Степанакер- та. В советское время охраной водных артерий на территории быв- шей НКАО занимался отдел охраны при областном управлении внутренних дел. Охрану водных ресурсов реки Гайбалу осуществ- ляли исключительно милиционеры-азербайджанцы, не проживаю- щие в Степанакерте. Охраной ресурсов другого источника поступающей в город воды реки Тракет также занимались исключитель- но милиционеры-азербайджанцы, которые были жителями Агдам- ского района и азербайджанских сел Шушинского района НКАО19. В советское время отдел охраны на 70-80% был укомплектован милиционерами-азербайджанцами, большинство из которых были из соседнего Агдамского района, которые ежедневно приезжали на работу в Степанакерт. А с конца 1960-х до 1990 г. должность на- чальника областного отдела охраны непрерывно занимали азербай- джанцы. В системе горводоканала Степанакерта также работали много азербайджанцев20. Большинство работников (около 80%) фильтрной станции N1 г.Степанакерта вплоть до 1989/90 гг. были азербайджанцы,21 подавляющая часть которых не были жителями Степанакерта. Начальниками 2-й фильтрной станции карабахской столицы с конца 1960-х до 1989 г. также были азербайджанцами. На станции в Гайбалу работали исключительно азербайджанцы. В советское время за качеством воды в бывшей Азербайджанской ССР следил Комитет охраны природы при Минэкологии республи- ки, который располагался в Баку. К тому же в СССР решение эко- логических проблем никогда не было приоритетным и имела мес- то явная недооценка опасности экологических последствий хозяй- ственной деятельности22. По мнению ряда ученых, можно конста- тировать, что концепция экологической безопасности и теория эко- логического риска в Советском Союзе фактически отсутствовала23. Именно по этому от подобная политика Бакинских властей и стала незамеченной центральными властями советского государства. Ес- тественно, что от политики «гидротеррора» Бакинских властей страдали и проживавшие на территории бывшей НКАО азербайд- жанцы, но они, если так можно выразится, были «издержками про- изводства», судьба которых не волновала азербайджанское руко- водство. Гидродемография За все время нахождения Нагорного Карабаха в составе Азер- байджанской ССР бакинские власти проводили в бывшей Нагорно- Карабахской автономной области политику «гидродемографии», основной целью которой было установление демографического контроля над основными водными артериями Карабаха. Вообще,азербайджанские власти уделяли очень большое внимание измене- нию демографической ситуации в Нагорном Карабахе. Так, если в 1921 г. азербайджанцы составляли лишь 3% населения НК , то в 1988 г. уже 24%24. И это несмотря на то, что естественный при- рост населения в НКАО был одним из высоких в СССР. Так, в 1955 г. он составлял 25,1 на 1000 жителей, в 1956 28,8, в 1961 3225. Бо- лее того, в конце 1930-х гг. НК по плотности населения занимал второе (после района Баку) место в Азербайджане26. Но вот уже в 1960-х гг. он не входил даже в десятку27. В НКАО за период 1926- 1976 гг. стало на 85 армянских населенных пунктов меньше28. За пе- риод 1921-1988 гг. на территории бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области появилось 36 новых азербайджанских сел29. Но в некоторых случаях азербайджанская политика вообще принимала открытые формы и бакинские власти просто обманным путем выселяли армян из своих домов и заселяли их азербайджан- цами. Так произошло, например, с селом Джамилли Аскеранского района, расположенного на одном из основных притоков Каркара реке Тракет. По данным перепеси населения 1926 г., население это- го села было полностью армянским и составляло 106 человек30. В начале 1960-х гг. население села составляло около 150 человек и оно было полностью армянским31. В 1963-1964 гг. под предлогом строительства водопровода из реки Тракет в Степанакерт прямо у села Джамилли и нецелесообразности нахождения в непосредст- венной близости от водопровода населенного пункта, населению села были спешно предоставлены паспорта (хотя в то время жите- лям деревень не предоставлялись паспорта) и земельные участки в размере 600 м2 в городе Степанакерт, после чего появилась улица Зорге, где до сих пор живут выходцы из Джамиллу32. Однако неце- лесообразность существования населенного пункта в непосредст- венной близости от представляющего стратегическую важность водопровода относилась лишь к представителям армянской нацио- нальности. Поэтому сразу после ухода ухода оттуда армян в Дажа- миллу переселили азербайджанцев. По данным перепеси населе- ния 1989 г. население села составило 549 человек33. В результате политики гидродемографии азербайджанцы уста- новили полный демографический контроль на истоками рек Тер- тер, Хачен, Каркар, а также их притоков.В данном процессе перво- очередное значение имело основание новых сел в Кельбаджарском районе, так как истоки рек Тертер и Хачен располагаются именно в данном районе. Между тем, среднегодовой сток этих трех водных артерий составляет 828 млн. м кубометров, что составляет 88% среднегодового стока всех рек в пределах бывшей НКАО, который составляет 942 млн. м3. Гидродемографическая политика Азербай- джана привела к тому, что в бывшей НКАО на 1989 г. из 19300 че- ловек сельского азербайджанского населения 14317 (74,1%) прожи- вало в селах, имеющих гидрополитическое значение. Из основан- ных между 1923-1989 гг. новых азербайджанских сел, 30 имели ги- дрополитическое значение. Это составляет 83,3% от всего количе- ства образованных за данный промежуток времени азербайджан- ских сел и 61,2% от общего количества всех азербайджанских сел, существовавших в пределах бывшей НКАО. Активную гидродемографическую политику азербайджанские власти проводили и в Лачинском районе. До Октябрьской револю- ции там оставалось лишь несколько армянонаселенных сел, при- чем все они располагались у истоков крупных рек. Особо хотелось бы здесь отметить три села - Хак, Алгули и Харар, которые, кстати, с 1905 г. систематически опусташались набегами тюрков. В 1918 г. в селе Хак (Минкенд) армянское население составляло 811 чело- век34. В 1918 г. армяне были изгнаны из этого села и даже с установ- лением Советской власти армяне обратно практически не возврати- лись. По перепеси населения 1926 г. население Минкенда составля- ло 751 человек, из коих армян было всего 5 человек, а остальное на- селение было курдским35. Но и курды вскоре «исчезли» и по дан- ным на начало 1980-х гг. население Минкенда составляло 2306 че- ловек азербайджанской национальности36. Практически та же судь- ба постигла и армянское село Алгули. Село расположено на одном из правых притоков реки Акера и в 1918 г. население села также ос- тавалось армянским и составляло 1012 человек37. Но в том же году село снова было разорено и алгулинцы вынуждены были покинуть свои дома и обосноваться в различных местах Нагорного Карабаха и Зангезура, главным образом в пределах территории нынешнего Мартунинского, Мартакерсткого, Аскеранского районов Нагорного Карабаха и бывшего Горисского района Армении. В столице НКР имеется целый район, который основали алгулинцы. Примечатель- но, но по перепеси населения 1926 г. село Алгули не упоминается, оно все еще оставалось незаселенным. Но вот уже в 1961 г. оно упоминается как одно из сел Пирджаханского сельсовета Лачинского района38. Кстати алгулинцы никогда не забывали о своем селе и да- же в 1960-е гг. не раз организовывали поездки в свое село, но посе- литься там им никто так и не разрешил39. Важное гидрополитиче- ское значение имело и село Харар (Ашагы Фараджан), которое рас- положено на одном из левых притоков реки Акера. По данным на 1918 г. армянское село Харар имело население в 1078 человек40, а в 1921 г. 55 человек41. По переписи населения 1926 г. данное село вообще не упоминается. Причиной тому может быть только то, что там не осталось населения. Во второй половине 1979-х гг. населе- ние уже азербайджанского села Ашаги Фараджан составляло 268 человек42. Суммируя уже приведенные данные на 1918 г. население этих трех сел (Хак, Алгули, Харар) составляло 2901 человек. Насе- ление же Лачинского района, где располагались эти села, по пере- писи населения 1926 г. составляло 25474 человек43. Таким образом, армянское население там уже не составляло подавляющего боль- шинства и недопущение их возвращения туда имело число гидро- политическое значение, так как все эти три села, как уже отмеча- лось выше, располагались у истоков крупных водных артерий. Kстати, еще в 1919 г. глава Азербайджанской Демократической Ре- спублики Мамед Эмин Расулзаде, говоря о важности контроля над Карабахом, указал именно на то, что там находятся истоки рек44. Проблема водных ресурсов в контексте урегулирования нагорно-карабахского конфликта Из всего вышеприведенного становится ясно, что при урегули- ровании нагорно-карабахского конфликта для карабахской стороны одним из ключевых компонентов становится обеспечение экологи- ческой и водной безопасности своей страны. В данном контексте жизненно важное значение для обеспечения водной безопасности Нагорно-Карабахской Республики (НКР) приобретают Карвачар- ский (Кельбаджарский) и Кашатагские (Лачинский) районы. Сред- негодовой сток основных рек бывшей НКАО составляет 942,3 млн. м3. Аналогичный показатель основных рек Карвачарского и Каша- тагского районов составляет 2588,5 млн. м3. По среднегодовому стоку основных рек Кашатагский и Карвачарский районы превы- шают аналогичный показатель рек бывшей НКАО в 2,7 раза. Но дело не заканчивается лишь физическим объемом поверхностных ги- дроресурсов этих двух районов. В данном контексте необходимо учитывать и роль водных ресурсов в обеспечении продовольствен- ной безопасности НКР. Учитывая нормы потребления воды, для обеспечения собственной продовольственной безопасности и пить- евых нужд населения НКР в 200 тыс. человек нужно максимум 355 млн. м3 воды в год (330 млн. м3 для обеспечения продовольственной безопасности и 21,9 млн. м3 - для удовлетворения питьевых нужд населения). Это составляет всего лишь немногим больше 59% от объема крупнейшего в Нагорном Карабахе Сарсангского водохра- нилища, расположенного на реке Тертер, и 37,6% от среднегодово- го стока основных рек бывшей НКАО. Однако и водные ресурсы в пределах бывшей НКАО весьма уязвимы. Дело в том, что львиная доля гидроресурсов в бывшей НКАО берет свое начало за ее административными пределами. Так, из 942,3 млн. м3 среднегодового стока основных рек бывшей НКАО, 785,9 млн. м3 (83,4%) приходится на Тертер и Хачен, кото- рые берут начало в пределах Карвачарского района. При этом в Карвачарском районе образуется 81% среднегодового стока Терте- ра. Это очень серьезный рычаг воздействия на НКР, который дела- ет республику очень уязвимой перед внешним давлением. Поэтому в случае потери этого района водная безопасность НКР будет под реальной угрозой. Оставшиеся 16,6% (156,4 млн. м3) не в состоя- нии даже обеспечить половину необходимого объема воды для удовлетворения нужд населения страны и обеспечения ее продо- вольственной безопасности. К тому же, нельзя не учитывать и то, что практически все реки, берущие начало непосредственно в пре- делах территории бывшей НКАО ,высыхают в летнее время. В данном контексте вопрос о статусе территории Карвачарско- го и Кашатагского районов становится вопросом самого существо- вания Нагорно-Карабахской Республики. Если Азербайджан снова получит возможность применять гидротеррор по отношению к На- горному Карабаху, то было бы просто наивным полагать, что это не будет сделано. Последствия будут катастрофическими не только потому, что могут быть отравлены основные реки Карабаха - Тер- тер и Хачен, но под угрозой окажется и водная безопасность Арме- нии, так как в Карвачарском районе берут начало реки Арпа и Во- ротан, которые среди прочего играют ключевую роль в спасении основного источника воды Армении озера Севан. История знает целый ряд случаев отравления водных ресурсов какой-либо страны соседним государством и это не является нечто новым. На данном этапе уязвимость водных ресурсов на порядок увеличилась перед возможными террористическими актами. Даже такие страны, как Соединенные Штаты Америки не только очень серьезно относятся к возможному отравлению водных ресурсов со стороны террористов, но и относят атаки на водные ресурсы к ос- новным вызовам своей безопасности. Это находит свое отражение даже в официальных речах и документах американских президен- тов. Например, президент Клинтон, представляя документ «Страте- гия национальной безопасности в новом веке» в октябре 1998 года, указал, что хотя на ближайшую перспективу никто не в состоянии бросить вызов США обычными военными средствами, в будущем резко возрастет вероятность ассиметричных атак на представляю- щих критическое значение инфраструктуры, способных нанести существенный урон экономике и военному потенциалу страны. К таким критическим инфраструктурам президент Клинтон отнес и водные ресурсы45. Аналогичного подхода придерживается и адми- нистрация Джорджа Буша-младшего. Так, в одной из президент- ских директив также указано, что возможные ассиметричные атаки на США будут нацелены на критически важнейшие инфраструкту- ры, к которым причисляется и водные ресурсы и система46. Как видно, проблема безопасности водных ресурсов весьма актуальна даже для самой сильной державы мира. И это при том, что США не имеют каких либо крупных водных артерий, берущих начало на территории враждебного им государства. Произошедшая в Китае авария на химзаводе в провинции Цзы- линь и попадание ядовитых веществ в правый приток Амура - ре- ку Сунгари, лишний раз актуализировал проблему обеспечения водной безопасности Нагорного Карабаха и Армении при урегули- ровании нагорно-карабахского конфликта. Ситуация на Дальнем Востоке настолько серьезная, что ряд специалистов даже считают, что вода в Амуре будет непригодна для питья вплоть до весны 2006 года. Между тем и Сунгари и Амур являются достаточно крупны- ми реками. Среднегодовой сток Сунгари превышает 77 млрд. м3, а Амур занимает 4-е место среди рек России и 10-е место среди рек мира. Среднегодовой сток данной реки превышает 343 млрд. м3. При этом попадание всего 100 тонн бензольных веществ в эти ги- гантские реки уже чревато серьезными последствиями. Для созда- ния такой же ситуации, что и в районе Амура и Сунгари, в реки Тертер, Арпа и Воротан достаточно будет подбросить всего 200 ли- тров бензольных веществ. Это в случае, если туда попадут бензоль- ные соединения. А что будет, если в эти реки будут подброшены ра- диоактивные вещества? Тем более, что вот уже много лет бакин- ские власти усиленно дезинформируют международное сообщест- во относительно того, что армяне, якобы, проводят захоронение ядерных отходов на территории Кельбаджарского района. Завтра в наши реки могут быть подброшены разного рода химикаты, вина будет возложена на армян, а азербайджанцы будут прикрываться тем, что это те отходы, которые мы сами там захоронили и о кото- рых азербайджанцы твердили в течение многих лет. Кстати, у Азербайджана имеется достаточно большое количе- ство биологического и химического оружия. Например, в сентябре 2005 г. Азербайджан передал США более 60 образцов смертельно опасного бактериологического оружия на проверку. Эти вещества американский военно-транспортный самолет доставил на военную базу Довер в штате Делавэр47. При этом азербайджанские власти точно даже не знают, где находятся радиоактивные вещества на территории их собственного государства. Так, директор Института радиационных проблем Национальной академии наук Азербайд- жанской Республики Адиль Гарибов заявил следующее: «Сейчас, по прошествии 15 лет, можно говорить, что многие источники ра- диации утеряны, и это вызывает большое беспокойство в разных странах. Например, в соседней Грузии в прошлом году был найден целый радиоизотопный генератор, который вызвал большое беспо- койство в международных организациях. Потому что это мощный источник. Есть большая вероятность, что такие же генераторы, опасные для здоровья населения, можно обнаружить и на террито- рии Азербайджана... У нас в стране находились воинские части, ко- торые располагали разного рода радиоизотопными источниками, может быть, и они сегодня лежат где-нибудь... Попади они в руки террористов, и на их основе могут быть изготовлены «грязные» бомбы и другие предметы для совершения терактов»48. Думается, комментарии здесь излишни. Все это делает невозможным даже са- му идею возвращения указанных территорий под юрисдикцию Азербайджана. Сказанное в равной мере относится и к водным ре- сурсам бывших Кубатлинского, Зангеланского, Джабраильского и Физулинского районов, которые, кроме гидрографической и эколо- гической значимости, представляют значительный интерес и с точ- ки зрения проблем энергетической безопасности НКР. В частности, по мнению специалистов, весьма экономически перспективным яв- ляется строительство каскада гидроэлектростанций на реках, про- текающих по территориям бывших Кубатлинского и Зангеланского районов. |
ZIDANE |
1.6.2007, 6:51
Сообщение
#2
|
Активный участник Группа: Совет Юзеров Сообщений: 3 536 Регистрация: 23.1.2007 Из: Толерант по месту Рождения Пользователь №: 3 |
Из-за отсутствия воды Цхинвали оказался на грани эпидемии
Цхинвали, столица Южной Осетии по-прежнему остается без питьевой воды. Жители Цхинвали выстраиваются в очереди около нескольких родников в окрестностях города. Однако этой воды катастрофически не хватает. Со вчерашнего дня сотрудники администрации Цхинвали развозят питьевую воду по микрорайонам. Самые большие проблемы испытывают дошкольные учреждения и Республиканская Соматическая больница. Там, по заявлению главврача Нодара Кокоева, "уже вынуждены отказаться от операций. Город находится на грани возникновения эпидемий". По сообщению Объединенного штаба смешанных сил по поддержанию мира (ОШ ССПМ), "причиной такой ситуации является умышленное повреждение водовода Едис-Цхинвал, проходящего через грузинские села, жителями которых устроены незаконные врезки для полива своих садов и огородов. В настоящее время на указанном участке водовода выявлено около двадцати незаконных врезок, требующих незамедлительной ликвидации". "Однако грузинская сторона игнорирует проведение этих работ, связывая его с разблокированием ТрансКАМа на участке Кехви-Тамарашени", - сообщают миротворцы. Как сказал ИТАР-ТАСС югоосетинский сопредседатель Смешанной Контрольной Комиссии (СКК) Борис Чочиев, "осетинская сторона имеет возможность также перекрыть водопровод, а также оросительные каналы для грузинских сел, и уже был предъявлен соответствующий ультиматум". МИД Южной Осетии обратился к международному сообществу с просьбой "оказать необходимое воздействие на грузинское руководство и решительно призвать его проявить благоразумие в создавшейся критической ситуации и отказаться от планов дальнейшего обострения отношений между соседними государствами. Продолжение Грузией политики конфронтации вынуждает власти Республики Южная Осетия к применению необходимых ответных мер, ответственность за возможные негативные последствия которых полностью ляжет на грузинскую сторону", говорится в заявлении МИД Южной Осетии. |
ART |
6.6.2007, 7:37
Сообщение
#3
|
Активный участник Группа: Совет Юзеров Сообщений: 2 520 Регистрация: 26.1.2007 Пользователь №: 26 |
Давид Бабаян:
Цитата ..........Как можно говорить, например, о сдаче такого района, как Кельбаджарский, где берут начало 85% водных ресурсов Нагорного Карабаха в границах 1991 года, а также реки Арпа и Воротан, которые играют ключевую роль в спасении озера Севан, где сконцентрировано 80% водных ресурсов Республики Армения? Кто может дать гарантию того, что Азербайджан не отравит эти водные артерии, тем более, что у этого государства большой опыт гидротерроризма? Начиная, по крайней мере, с 1970 года и вплоть до 1992 года водные ресурсы армянских населенных пунктов Карабаха, особенно, столицы Степанакерта, отравлялись, ввиду чего Нагорный Карабах, занимавший первое место в бывшем СССР по количеству долгожителей, вышел на первое место в Закавказье по числу больных раком. Понятно, что в национальных интересах Армении ни в коем случае не менять нынешнего статуса данных территорий........ Опен |
Moonlight |
7.6.2007, 8:47
Сообщение
#4
|
Silence Группа: Совет Юзеров Сообщений: 1 558 Регистрация: 24.1.2007 Пользователь №: 12 |
Arm, otkuda bral 1uyu stat'yu? nigde ne naxoju, post the link plz
Проблема водной безопасности Республики Армения и Арцаха в контексте урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта ДАВИД БАБАЯН |
Arm |
7.6.2007, 8:57
Сообщение
#5
|
Активный участник Группа: Совет Юзеров Сообщений: 4 653 Регистрация: 24.1.2007 Пользователь №: 9 |
Moonlight
это из сборника статей. в сети почему-то не обнаружил (вот такая овт информационная политика у РА). вечером укажу название сборника. |
Moonlight |
7.6.2007, 9:12
Сообщение
#6
|
Silence Группа: Совет Юзеров Сообщений: 1 558 Регистрация: 24.1.2007 Пользователь №: 12 |
spasibo, Arm.
ya iskala etu stat'yu i nashla eto: (citirovalas' prosto). mojet eto toje iz toj serii statej? |
Moonlight |
7.6.2007, 9:23
Сообщение
#7
|
Silence Группа: Совет Юзеров Сообщений: 1 558 Регистрация: 24.1.2007 Пользователь №: 12 |
vremeni malo, chego v seti netu, sami sozdadim.
Arm, plz upload na servere etot .pdf, chtob mogla dat' ssylku na nego. (kachestvo texta ujasnaya, potom mojem izmenit', esli original dostanem) Прикрепленные файлы Water_security_of_Armenia_and_Artsakh.pdf ( 149.57 килобайт ) Кол-во скачиваний: 38 |
Arm |
7.6.2007, 13:48
Сообщение
#8
|
Активный участник Группа: Совет Юзеров Сообщений: 4 653 Регистрация: 24.1.2007 Пользователь №: 9 |
Цитата(Moonlight @ 7.6.2007, 13:23) vremeni malo, chego v seti netu, sami sozdadim. Arm, plz upload na servere etot .pdf, chtob mogla dat' ssylku na nego. (kachestvo texta ujasnaya, potom mojem izmenit', esli original dostanem) http://www.miacum.ru/d/docs/Water_security...and_Artsakh.pdf |
Moonlight |
7.6.2007, 13:56
Сообщение
#9
|
Silence Группа: Совет Юзеров Сообщений: 1 558 Регистрация: 24.1.2007 Пользователь №: 12 |
спасибо! (IMG:style_emoticons/default/smile156.gif)
|
Arm |
23.6.2007, 2:04
Сообщение
#10
|
Активный участник Группа: Совет Юзеров Сообщений: 4 653 Регистрация: 24.1.2007 Пользователь №: 9 |
пост Родригеса с ОА:
Война из-за воды 2007-06-21 Надежда Глебова Водный конфликт между Сирией и Турцией был также осложнен политическим аспектом — длительной поддержкой Сирии Курдской Рабочей Партии (КРП), выступающей за образование курдской автономии, что является причиной длительного противостояния между турецкими властями и КРП. Деятельность КРП мешала Турции в ее блокаде вод рек Тигра и Евфрата. Многие исследователи опасаются дальнейшего осложнения ситуации и образования нового регионального конфликта. Для таких опасений существуют серьезные предпосылки. Если проект ”Юго-Восточная Анатолия” будет осуществлен в полной мере, то объем вод Евфрата на территории Сирии будет сокращен на 40%, а на территории Ирака до 80%. Имеются предпосылки для развития кризиса в отношении вод Нила. Эфиопия рассматривает проблему воды как проблему первостепенного значения. После свержения ”коммунистического режима” Менгисту в 1991 году, разрушительного конфликта с Эритрией Эфиопия не обладает ни экономической стабильностью, ни достаточными финансовыми возможностями для получения необходимых объемов воды дорогостоящим путем опреснения. Во многом эти обстоятельства определяют отношение Эфиопии к использованию вод Нила Египтом. Эфиопия все более настойчиво требует пересмотра соглашения о водах Нила, подписанного в 1959 году, считая его неравноправным и льготным для Египта и Судана. Несколько раз появлялись сообщения о том, что Эфиопия намерена в одностороннем порядке отказаться от выполнения этого соглашения, что может привести не только к конфликтной ситуации, но и вооруженному столкновению с Египтом. Со своей стороны, Египет в течение долгого времени занимал жесткую позицию в отношении Нила. В настоящее время Египет ставит проблему водных ресурсов в центр своей внешней и внутренней политики. Были предприняты попытки сконцентрировать как можно больше водных ресурсов на своей территории. К числу таких попыток можно отнести строительство Асуанской плотины в 1960-е годы. Однако, несмотря на эти меры, Египет год от года становится более уязвимым в отношении воды. Это происходит под влиянием ухудшения условий окружающей среды, качества воды, а также под влиянием изменений политического климата в регионе. К ним примешиваются еще и факторы засухи в Эфиопии, а также неспособность Асуанского водохранилища сохранять равновесие между испарением и притоком вод Нила. Давно используемые ограниченные сельскохозяйственные территории стали небольшими в то время, когда быстро увеличиваются темпы роста народонаселения (к началу XXI века численность населения Египта достигла 70 млн. чел.). Судан, участвующий в этом конфликте, разоренный гражданской войной и управляемый радикальным исламским фундаменталистским режимом, не раз проявлял экспансионистские настроения в отношении вод Нила, угрожая отказаться выполнять соглашение 1959 года. Бассейн реки Иордан также является предметом для долговременного конфликта между Израилем, Палестинской автономией и Иорданией. В период с 1948 по 1955 годы, первые годы после обретения Израилем независимости, страны, расположенные в этом регионе, не сумели достичь взаимопонимания и создать региональный план развития или распределения водных ресурсов. Предложения были сформированы всеми — правительствами Израиля, Иордании, Сирии, Египта, а также представителями США, СССР и ООН. Однако предложения, подготовленные странами региона, были сконцентрированы на удовлетворении лишь собственных внутренних интересов и по политическим и практическим соображениям не могли быть реализованы в масштабах всего региона. Принятие международных проектов также было весьма проблематичным, так как в них содержались новые подходы к распределению водных ресурсов, включающие и признание Израиля в качестве государства и равноправного партнера. --------------- трудно переоценить значение водных ресурсов, которыми богат Карвачар. |
Alexander Rodrigues |
24.6.2007, 9:13
Сообщение
#11
|
Активный участник Группа: Совет Юзеров Сообщений: 1 759 Регистрация: 27.1.2007 Из: PORTUGAL Пользователь №: 27 |
[quote name='Arm' date='23.6.2007, 3:04' post='24204']
пост Родригеса с ОА: Война из-за воды 2007-06-21 Надежда Глебова Водный конфликт между Сирией и Турцией был также осложнен политическим аспектом — длительной поддержкой Сирии Курдской Рабочей Партии (КРП), выступающей за образование курдской автономии, что является причиной длительного противостояния между турецкими властями и КРП. Деятельность КРП мешала Турции в ее блокаде вод рек Тигра и Евфрата. Многие исследователи опасаются дальнейшего осложнения ситуации и образования нового регионального конфликта. Для таких опасений существуют серьезные предпосылки. Если проект ”Юго-Восточная Анатолия” будет осуществлен в полной мере, то объем вод Евфрата на территории Сирии будет сокращен на 40%, а на территории Ирака до 80%. Армен спасибо . Да хотел бы сказать и спасибо за материал подготовленный Бабаяном очень полный развёрнутый получился доклад скажем так . А ведь всё верно скажу больше что Бакинские власти это делали бы даже если бы там было 100% насление азербайджанцев ,но зная что там жили в основном армяне "грех было не лишить их воды". Что это значит ?То что сейчас в нашем мире нужно учитывать всё .Более того надо быть слищком тупым чтобы не понять что китайцы тогда слили сознательно бензолв Амур и Сунгари . Но я против того когда говорят " Карвачар нам нужен потому что там вода" .Вот это я считаю ляпсус .Он нам нужен потому что он наш !!!В Нахиджаване почти ничего нет ,но он был нашим и поэтому тоже должен стать нашим . Арцах может и должен стать зоной отдыха для людей ,развития сел.хозяйства .Более того мне кажется нужно искать спонсоров на строительство Аеропорта в Степанакерте .Это даст толчёк развития края .Тем более это не стоит так дорого .У нас в Португалии будут строить новый и смету оценли в 34 мил евро не таки уж и большие деньги я вам скажу .Армянские Олигархи в принципе могли бы создать Пул .Вот такие шаги людям дают больше чем заявления " не отдадим врагу пяди родной земли". |
Alexander Rodrigues |
24.6.2007, 11:02
Сообщение
#12
|
Активный участник Группа: Совет Юзеров Сообщений: 1 759 Регистрация: 27.1.2007 Из: PORTUGAL Пользователь №: 27 |
Цитата(Arm @ 23.6.2007, 3:04) пост Родригеса с ОА: Война из-за воды 2007-06-21 Надежда Глебова Водный конфликт между Сирией и Турцией был также осложнен политическим аспектом — длительной поддержкой Сирии Курдской Рабочей Партии (КРП), выступающей за образование курдской автономии, что является причиной длительного противостояния между турецкими властями и КРП. Деятельность КРП мешала Турции в ее блокаде вод рек Тигра и Евфрата. А вот как обстоят дела у наших соседей . Купить мир за землю. Ольмерт может отдать Сирии Голанские высоты Израиль может вернуть Сирии Голанские высоты, которые та потеряла еще в войне 1967 года. Об этом сегодня сообщила израильская газета Yediot Ahronot со ссылкой на источники в руководстве страны. По версии издания, премьер Ольмерт передал свое письмо президенту Сирии Башару Асаду через немецких и турецких дипломатов. В письме Ольмерт предложил вывести израильские войска с высот в обмен на мирное соглашение с Сирией – Дамаск отказывается подписывать его как раз с 67-го года. Кроме того, Сирия должна прекратить поддержку любых террористических групп, а также заморозить отношения с Ираном. Башар Асад пока ничего не ответил, официальный Дамаск все опровергает, зато в Израиле эта утечка информации вызвала бурную реакцию. Левые политики скорее одобрили идею, поскольку она способна обеспечить мир на севере Израиля, правые же заявили, что для принятия таких решений у премьера нет ни полномочий, ни общественной поддержки. Стоит отметить, что в последнее время в Израиле ходят упорные слухи как о скорой войне с Сирией, так и о возможном начале мирных переговоров. Никто за пределами региона уже и не знает, где эти Голанские высоты и почему они так важны, но это одно из основных словосочетаний, которое ассоциируется с арабо-израильским конфликтом. Впрочем, контроль над ними существенен не только с психологической точки зрения – район имеет огромное стратегическое значение, обеспечивает пресной водой пол-Израиля, плюс для Дамаска с Тель-Авивом это уже вопрос принципа. Их возвращение, по идее, могло бы оказаться эффектным ходом – таким же, как вывод поселений с западного берега реки Иордан, осуществленный Шароном. Но Ольмерт – не Шарон: тот проявлял миролюбие с позиций силы, однако на данный момент Израиль явно в кризисе, и поэтому смотрится вся инициатива скорее как попытка умиротворить агрессора – причем из чисто конъюнктурных соображений: Ольмерт уже давно рискует потерять свою должность. " Вряд ли сдача Голанских высот ему сильно поможет – в том числе и потому, что территорию придется отдать точно, а вот прекратит ли Сирия поддерживать боевиков – это еще вопрос." Обратите внимание что продажные политики есть и в Израиле тоже и ..водные проблемы в том числе .Вывод кажется однозначный "сдача " земли врядли даст Мир Израилю или Армении это самый важный вывод что надо сделать.Но нам проще наши земли экологически чистые в отличие от Израиля . В последнее время по многим СМИ пробежали статьи о проблемах воды в различных регионах .Случайно ли это всё ? |
Таронеци |
24.6.2007, 11:10
Сообщение
#13
|
Антилиберал Группа: Совет Юзеров Сообщений: 3 677 Регистрация: 27.1.2007 Пользователь №: 29 |
Цитата В последнее время по многим СМИ пробежали статьи о проблемах воды в различных регионах .Случайно ли это всё ? Но зачем замутнять вопрос данными из множества источников, если имеется нормальный армянский источник, причём рассматривающий вопросы не разрозненно, а в комплексе и не отвлечённо, а в приложении к задачам и проблемам Армении?Рекомендую Нораванк. И конкретная статья, рассматривающая изложенниый выше вопрос именуется |
Mrav |
21.7.2007, 13:29
Сообщение
#14
|
Активный участник Группа: Совет Юзеров Сообщений: 566 Регистрация: 5.6.2007 Пользователь №: 514 |
Цитата(Alexander Rodrigues @ 24.6.2007, 11:02) Цитата(Arm @ 23.6.2007, 3:04) пост Родригеса с ОА: Война из-за воды 2007-06-21 Надежда Глебова Водный конфликт между Сирией и Турцией был также осложнен политическим аспектом — длительной поддержкой Сирии Курдской Рабочей Партии (КРП), выступающей за образование курдской автономии, что является причиной длительного противостояния между турецкими властями и КРП. Деятельность КРП мешала Турции в ее блокаде вод рек Тигра и Евфрата. А вот как обстоят дела у наших соседей . Купить мир за землю. Ольмерт может отдать Сирии Голанские высоты Израиль может вернуть Сирии Голанские высоты, которые та потеряла еще в войне 1967 года. Об этом сегодня сообщила израильская газета Yediot Ahronot со ссылкой на источники в руководстве страны. По версии издания, премьер Ольмерт передал свое письмо президенту Сирии Башару Асаду через немецких и турецких дипломатов. В письме Ольмерт предложил вывести израильские войска с высот в обмен на мирное соглашение с Сирией – Дамаск отказывается подписывать его как раз с 67-го года. Кроме того, Сирия должна прекратить поддержку любых террористических групп, а также заморозить отношения с Ираном. Башар Асад пока ничего не ответил, официальный Дамаск все опровергает, зато в Израиле эта утечка информации вызвала бурную реакцию. Левые политики скорее одобрили идею, поскольку она способна обеспечить мир на севере Израиля, правые же заявили, что для принятия таких решений у премьера нет ни полномочий, ни общественной поддержки. Стоит отметить, что в последнее время в Израиле ходят упорные слухи как о скорой войне с Сирией, так и о возможном начале мирных переговоров. Никто за пределами региона уже и не знает, где эти Голанские высоты и почему они так важны, но это одно из основных словосочетаний, которое ассоциируется с арабо-израильским конфликтом. Впрочем, контроль над ними существенен не только с психологической точки зрения – район имеет огромное стратегическое значение, обеспечивает пресной водой пол-Израиля, плюс для Дамаска с Тель-Авивом это уже вопрос принципа. Их возвращение, по идее, могло бы оказаться эффектным ходом – таким же, как вывод поселений с западного берега реки Иордан, осуществленный Шароном. Но Ольмерт – не Шарон: тот проявлял миролюбие с позиций силы, однако на данный момент Израиль явно в кризисе, и поэтому смотрится вся инициатива скорее как попытка умиротворить агрессора – причем из чисто конъюнктурных соображений: Ольмерт уже давно рискует потерять свою должность. " Вряд ли сдача Голанских высот ему сильно поможет – в том числе и потому, что территорию придется отдать точно, а вот прекратит ли Сирия поддерживать боевиков – это еще вопрос." Обратите внимание что продажные политики есть и в Израиле тоже и ..водные проблемы в том числе .Вывод кажется однозначный "сдача " земли врядли даст Мир Израилю или Армении это самый важный вывод что надо сделать.Но нам проще наши земли экологически чистые в отличие от Израиля . В последнее время по многим СМИ пробежали статьи о проблемах воды в различных регионах .Случайно ли это всё ? Дело в том что Израиль не просто так может вернуть территории. По проекту Голанские высоты становятся туристической демилитаризованной зоной свободной для обеих сторон. Армии обеих стран отводятся от Голанских высот. Причем Сирия на растояние в 4 раза большее чем Израиль. За Израилем остается контроль истоков рек питающих Израиль. Сирия отказывается от враждебной политики по отношению к Израилю (включая дружбу с Ираном и Палестиной). |
Таронеци |
21.7.2007, 13:34
Сообщение
#15
|
Антилиберал Группа: Совет Юзеров Сообщений: 3 677 Регистрация: 27.1.2007 Пользователь №: 29 |
Цитата Сирия отказывается от враждебной политики по отношению к Израилю (включая дружбу с Ираном и Палестиной). (IMG:style_emoticons/default/lol.gif) (IMG:) |
ZIDANE |
21.7.2007, 14:24
Сообщение
#16
|
Активный участник Группа: Совет Юзеров Сообщений: 3 536 Регистрация: 23.1.2007 Из: Толерант по месту Рождения Пользователь №: 3 |
Таронеци ты считаешь утопией что Сирия и Израиль могут заключить мирный договор ?
Иордания и Египет воевавшие с Израилем подписали с ним мирный договор, правда Израиль принудил их к миру силой . Почему на твой взгляд эта формула в случае с Сирией даст сбой ? Естественно от дружбы с Палестиной и Ираном Сирия в обозримом будущем не откажется...с Палестиной то точно. Думаю если Израиль в ходе войны захватит некоторую часть Сирии, то та в обмен на освобождение может подписать мирный договор. Синайский полустров был сдан Египту примерно на таких вот условиях. Другой вопрос что Египет все равно негласно помогает Палестинцам, но открытой войны нет. Есть т.н. сплошная (IMG:style_emoticons/default/tsai.gif) |
Таронеци |
21.7.2007, 17:23
Сообщение
#17
|
Антилиберал Группа: Совет Юзеров Сообщений: 3 677 Регистрация: 27.1.2007 Пользователь №: 29 |
Зидан,
Цитата Естественно от дружбы с Палестиной и Ираном Сирия в обозримом будущем не откажется...с Палестиной то точно. вот поэтому смеюсь. Оговаривать в договоре намерения - это полный бред. Тем более, что это, на мой взгляд, на самом деле, информационный вброс. На самом деле положение Израиля сейчас более, чем незавидное. Они никак не могут решиться на один простой шаг - стать региональным государством. А значит, они представляют в регионе сторонние силы, т.е. засланцы они, а с засланцами всегда поступают однообразно. Я так понимаю, что прошлогодняя война в Ливане была натурным экспериментом по Ирану, но результат оказался отрицательным. Сам посуди, ничего страшного не случилось, если разобраться, а "подведение итогов" выглядело так, будто пол Израиля уже стёрли с карты. |
Mrav |
21.7.2007, 17:53
Сообщение
#18
|
Активный участник Группа: Совет Юзеров Сообщений: 566 Регистрация: 5.6.2007 Пользователь №: 514 |
Цитата(Таронеци @ 21.7.2007, 17:23) Зидан, Цитата Естественно от дружбы с Палестиной и Ираном Сирия в обозримом будущем не откажется...с Палестиной то точно. вот поэтому смеюсь. Оговаривать в договоре намерения - это полный бред. Тем более, что это, на мой взгляд, на самом деле, информационный вброс. На самом деле положение Израиля сейчас более, чем незавидное. Они никак не могут решиться на один простой шаг - стать региональным государством. А значит, они представляют в регионе сторонние силы, т.е. засланцы они, а с засланцами всегда поступают однообразно. Я так понимаю, что прошлогодняя война в Ливане была натурным экспериментом по Ирану, но результат оказался отрицательным. Сам посуди, ничего страшного не случилось, если разобраться, а "подведение итогов" выглядело так, будто пол Израиля уже стёрли с карты.Почему не предположить, что целью последней войны в Ливане было разрушение инфраструктуры Ливана, а не что-то другое? |
Таронеци |
21.7.2007, 18:28
Сообщение
#19
|
Антилиберал Группа: Совет Юзеров Сообщений: 3 677 Регистрация: 27.1.2007 Пользователь №: 29 |
Цитата Почему не предположить, что целью последней войны в Ливане было разрушение инфраструктуры Ливана, а не что-то другое? Элементарно, Ватсон!Если бы задача была именно такой, то она была решена. И в этом случае МО было бы не за что снимать (IMG:style_emoticons/default/wink.gif), тем более, не о чем было бы вести праламентское расследование - победителей-то не судят. |
Mrav |
21.7.2007, 18:56
Сообщение
#20
|
Активный участник Группа: Совет Юзеров Сообщений: 566 Регистрация: 5.6.2007 Пользователь №: 514 |
Цитата(Таронеци @ 21.7.2007, 18:28) Цитата Почему не предположить, что целью последней войны в Ливане было разрушение инфраструктуры Ливана, а не что-то другое? Элементарно, Ватсон!Если бы задача была именно такой, то она была решена. И в этом случае МО было бы не за что снимать (IMG:style_emoticons/default/wink.gif), тем более, не о чем было бы вести праламентское расследование - победителей-то не судят. Как все просто! |
Текстовая версия | Сейчас: 14.4.2008, 21:26 |