В любой стратегии электронной коммерции важно с самого начала комплексно решать основные правовые вопросы. По минимуму, это вопросы об авторских правах и клевете. При более широком подходе нужно рассматривать ограничения на продажу вашего товара в определенных юрисдикциях. Решая правовые вопросы в Сети, помните следующее.
• Профилактика лучше лечения. Гораздо легче с самого начала создать здоровую юридическую структуру, чем впоследствии пытаться загасить возникающие правовые проблемы.
• Правовые системы все плотнее охватывают Интернет. Принимается все больше законов, касающихся онлайн-бизнеса.
• Невозможно разобраться в уникальных правовых аспектах всех юрисдикций; тем не менее, необходимо выделить ключевые юрисдикции для вашего онлайн- бизнеса и привести его в соответствие с действующими там законами. Мечтаете о четвероногом друге? Продажа щенков заинтересует в таком случае.
Почему нужно разобраться в правовых вопросах с самого начала?
Потому что необходимо защититься от неприятных последствий, если вы допустите ошибку с юридической точки зрения или просто проигнорируете какие-нибудь юридические моменты. Некоторые первые представители электронной коммерции выбирали последний подход (просто игнорировали юридические моменты), полагая, что в киберпространстве действует принцип laissez-faire («лессэ-фэр»), т.е. невмешательства государства (местного правительства) в частный бизнес.
А разве не правда, что многие законы неприменимы в Сети?
Больше уже никто не поддается этому заблуждению. И очень хорошо, поскольку суды и государственные органы по всему миру без колебаний заявили о подсудности им всей онлайн-деятельности — в некоторых случаях, даже если провинившийся веб-сайт находится на хост-узле на другом континенте. В отдельных случаях применялись гражданско-правовые санкции (такие как судебный запрет и возмещение убытков), в других — уголовные наказания (штрафы и даже тюремное заключение).