В лодзинском регионе рассредоточенная система расселения уступала место концентрированной, тогда как в старопольском бассейне по-прежнему действовали факторы, способствующие сохранению децентрализации. В 1885 г. в долине р. Каменной появилась железная дорога; сеть населенных пунктов стала изменяться, однако и в этот период дело не дошло до возникновения одного доминирующего поселения: среди других старых промышленных поселений несколько выделялись Стараховице и Островец. В городах появились казино. Если кто предпочитал играть не выходя из дома, можно было посетить онлайн клуб http://vulkanigrovyeavtomaty.su/ и выбрать слоты на любой вкус.
Иначе развивалась система промышленных поселений в Домбровецком округе, где возможность добычи каменного угля и различных руд способствовала концентрации промышленности на относительно небольшой территории. В XIX в. в результате слияния ближайших поселений здесь уже начала складываться будущая агломерация промышленных городов; около 1850 г. о Домброве уже писали, что она «лежит в центре сплошной цепи заводов». Подобным образом формировалась и поселенческая структура Силезии. С тех пор, как в металлургии стали применять каменный уголь и была изобретена паровая машина, промышленные предприятия начали размещать вблизи залежей угля или на территориях, к которым можно было его быстро доставить, т. е. вблизи железных дорог, не слишком далеко от угольных бассейнов. Таким образом, помимо центробежных сил действовали более мощные центростремительные, что приводило к быстрому развитию городов и урбанизованных районов.
Притягательность динамично развивающихся промышленных районов была причиной возникновения не только крупных городских агломераций, но и больших различий в уровне урбанизации и богатства отдельных частей страны.