Проблема. На современном этапе развития вузовской педагогики мы можем констатировать, что параллельно с демократизацией всей жизни в нашей стране идет демократизация образования, обучения. По наблюдениям А. Б. Орлова, учебно-воспитательный процесс длительное время тяготел к моносубъектной экстерналистской (идущей от внешних воздействий на обучаемого) педагогике. Сложилась идеология экстерналистского моно- субъектного подхода, где активности, мотивации, интересам отводилась второстепенная роль. Доминирующими были такие подходы, при которых преподаватель ставил цель, ^определял пути наилучшего достижения целей, устанавливал, как должна идти работа, контролировал ход работы, подводил итоги. Преподаватель выступал в роли субъекта, а студент рассматривался прежде всего как объект воздействия.
На наш взгляд, длительное время остается традиционно мопологичным одна из самых древних форм учебной деятельности — лекция. Она, как правило, носит моносубъектный характер и обладает еще мощным воздействием на слушателей, если лекцию читает опытный специалист, если лекция насыщена не только рассказом преподавателя, но и сопутствующими техническими средствами. Причины падения престижа традиционной лекции особо стали ощущаться в пору демократизации общественной жизни, когда все участники педагогического взаимодействия хотят быть равноправным» партнерами по общению. Сейчас каждый из лекторов, может признаться: «мой успех на лекции органичен моими возможностями искать новую информацию, быть логически последовательным и эмпирически интересным, артистически талантливым и идейно убежденным». Наконец, каждая лекция создается по схеме лектора и предназначена для тиражирования этой схемы в голове другого. В монологической лекции мы добиваемся эффекта перекладывания схемы из головы лектора в головы студентов. Допускается ли при этом творчества студентов? Да, но в крайне ограниченных пределах. Хотите работать в строительстве? Пройдите обучение по специальности стропальщик и получите соответствующий диплом.
Самостоятельный поиск предполагался преподавателем только во внутреннем, мыслительном плане студентов без внешнего выражения инициативы в виде поиска сторонников или оппонентов. Монолекция однонаправленна: идет от лектора к студентам; обратная связь предполагается на уровне молчаливого диалога. Кризис такого преподавания стал особо ощущаться в общественных дисциплинах, где зачастую не было новизны ни в содержании, ни в форме подачи и где превалировало желание преподавателей уложить в головы студентов знания в рафинированном виде. Это привело к тому, что студенты оказываются совершенно не готовыми на практике вести аргументированный спор, привносить в этот спор свое видение проблемы, отстаивать свою позицию.