Первый случай электронного обмена данными произошел в конце 1940-х годов, когда американские военные создали электронную систему комплектации транспортных самолетов, направлявшихся в Западный Берлин, в которой использовались телекс, телетайп или телефон. А в начале 1960-х годов Эдвард Гилберт, сотрудник химической корпорации DuPont, во время службы в армии имевший дело с той берлинской системой, разработал способ обмена электронными сообщениями с танкерами компании Chemical Leahman Tank Lines.
К началу все более активного использования компьютеров крупным бизнесом в 1960-е годы гражданские системы передачи информации, несмотря на свое столь раннее появление, по-прежнему пребывали в аналоговом веке. Компании связывались друг с другом старыми проверенными способами — посредством курьера, телетайпа и (позднее) факса, а данные скрупулезно вводились в компьютеры на каждом конце цепочки, что было очень далеко от той легкости использования, которую обеспечивает нынешний ЭОД. Этот медленный и утомительный процесс сильно увеличивал количество времени, затраченного на управление, и потенциал человеческих ошибок.
К концу 1960-х годов многие компании, занимавшиеся перевозками по морю, железным и автомобильным дорогам, использовали электронное оповещение, подобное созданному Гилбертом. До конца рабочего дня еще далеко? Пора устроить перекус - доставка пиццы в омске спасет от голода.
Электронный обмен данными, или ЭОД, коротко можно описать как замену делового документооборота на бумажных носителях на его автоматизированный электронный эквивалент. Сейчас ЭОД повсеместно используется крупнейшими розничными сетями как основной способ формирования заказов на поставку товаров. Постепенное развитие этой простой концепции трансформировало способ ведения бизнеса компаниями: медленные и утомительные процедуры учета, открывавшие простор человеческим ошибкам, были устранены, процесс исполнения сделок — существенно усовершенствован. Но революция, вызванная ЭОД, коснулась не только обычных коммерческих сделок. Благодаря этому изобретению возникла электронная торговля — огромный шаг вперед для розницы.
К другим крупным потребителям, быстро освоившим то, что мы сегодня называем системами ЭОД, относятся организации, для которых характерен большой объем закупок: супермаркеты, розничные сети и медицинские учреждения; в начале 1970-х годов они независимо друг от друга разрабатывали собственные механизмы обмена деловой информацией между своими компьютерами посредством сети с дополнительными услугами (предшественника интернета), использовавшей арендованные телефонные линии и позволявшей партнерам по бизнесу связываться друг с другом. У таких крупных компаний, как, например, Sears, было достаточно финансовых возможностей, они оказывали влияние на поставщиков и заставляли их принимать эти стандарты, преимущества которых, впрочем, очень быстро становились очевидными для обеих сторон: скорость и точность компьютеризованных сделок были непревзойденными, к тому же компании экономили на бумаге и почтовых расходах.